Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Печать на полиэтилене - дань моде или тренд?

Общемировые тенденции рано или поздно проявляются и на российском рынке. Поэтому крайне важно отслеживать их сейчас. Интересный факт: в США объем использования в наружке пригодных для вторичной переработки материалов за последний год вырос почти в четыре раза. Такую информацию представила Американская ассоциация  наружной рекламы (OAAA). По ее данным, в  2010 году было отдано во вторичную переработку 3,7 млн фунтов PE (полиэтилен) — это примерно 90% размещенных имиджей на билбордах в США. Для сравнения: в 2009 году этот объем составлял примерно 1 млн фунтов. Около года назад технологию по печати рекламы на полиэтиленовом материале и дальнейшее ее размещение на щитах начали продвигать и в Москве. Как сейчас с этим модным вопросом обстоят дела на российском рынке?

Практика показывает, что все инновации, развивающиеся в Европе и Америке под давлением госрегулирования, в Россию приходят с заметным опозданием, особенно если они хоть в малой степени затрагивают финансовый вопрос. Так, в Америке и Европе компании, печатающие сольвентом, платят дополнительные налоги, что стимулирует модернизацию, а без нее переход на экологичные материалы невозможен. В частности, для организации производственного процесса по печати на полиэтиленовых носителях необходима установка оборудования, печатающего УФ-отверждаемыми чернилами. Несмотря на то что новость об установке очередного широкоформатного UV-принтера в России уже воспринимается как обыденность, развитие этого направления еще далеко от своего пика. Мало где даже в региональных центрах установлено подобное оборудование.
Однако движение в этом направлении все же есть. Рост применения экологичного PE-материала наблюдают в We R.SIGNS. Компания первая внедрила эту технологию в России, сама оказывает услуги по экологичной печати и предлагает необходимый материал под брендом «Экофлекс». Как отметил Сергей Окованцев, директор по маркетингу We R.SIGNS, рост есть, но его темпы еще далеки от возможных. Тормозит развитие плохое знание материала «Экофлекс» и, конечно, нежелание развивать направление экологичной печати.
В настоящее время в России PE-носители применяются в основном в столице на таких форматах, как ситиборды и щиты 6 х 3 м. В первом случае их идентифицировать практически невозможно, это лишний раз подтверждает, что на восприятие картинки особая фактура материала не влияет. На щитах 6 х 3 такие имиджи, напротив, выделяются, в данном случае применяется особый способ креплений, отличный от баннеров и бумажных носителей. Идентифицировать их можно по планкам, закрепленным по периметру изображения. Как сообщили в News Outdoor, в практике компании примеры размещения на «Экофлексе» действительно были. Возможности для размещения подобных носителей в компании предусмотрены, но в любом случае выбор материала остается за клиентом. Другие операторы рекламных конструкций в большинстве своем воздержались от комментариев, не считая данную тему трендом будущего и уж точно настоящего, что лишний раз подтверждает непопулярность экотемы  в России. 
Было бы неверно считать, что PE-носители – универсальный выбор для наружки. В итоге выбор материала определяет и особенность его эксплуатации, и сроки размещения, а также стоимость в масштабах всего тиража. По последнему критерию «Экофлекс» зачастую успешно конкурирует с другими носителями в наружке.
Но есть и минусы, которые следует учитывать клиентам, ратующим за экологию. «Экофлекс», в частности, не совсем подходит для использования на крупноформатных конструкциях (больше 6 х 3). Как рассказал Сергей Окованцев, материал не тянется, а, учитывая то, что в России рекламные поверхности конструкций не отличаются идеальной ровностью, это усложняет монтаж.
Еще один важный аспект – это отсутствие каких-либо государственных программ по вторичной обработке рекламных материалов, да и с утилизацией, к сожалению, не все в порядке, и это при масштабах нашего рынка. Как отметил Сергей Окованцев, плакаты, брандмауэры и т.д. просто выбрасывают куда попало или перепродают в агрокомплекс для укрытия ими полей, строителям и др. Не стоит забывать, что ПВХ (поли-винил-хлорид) и сольвентные краски вместе образуют крайне ядовитое сочетание, и рано или поздно сотни тысяч тон этого материала осядут на свалках!
Если обратить внимание на бумагу, которую используют на билбордах, то ее отходы также зачастую просто выбрасываются, хотя требуется специальная утилизация. Отдельные компании, в числе которых и We R.SIGNS, участвуют в программе утилизации и ежемесячно платят за это немалые деньги. Поэтому компания We R.SIGNS вдвойне заинтересована в переходе на экологически чистую печать на «Экофлексе» и хочет привлечь как можно больше участников к этой схеме работы.
Рассмотрим еще один пример - утилизация самоклеящейся пленки. Она используется повсеместно, в том числе в формате краткосрочных размещений. Страшно даже представить в масштабах страны объемы регулярно выбрасываемой на свалки пленки.
В компании We R.SIGNS поделились опытом внедрения альтернативных решений. В частности, для изготовления плакатов в метро, парковочных плакатов у торговых центров и т.д. вместо самоклейки компания предлагала UV-печать на картоне, но не нашла понимания у клиентов, даже не смотря на равнозначность стоимости предложений: «Никого не волнует, что эта старая пленка в масштабах страны тоннами выбрасывается на свалки. На судьбу последующих поколений им наплевать», - отметил Сергей Окованцев.
В США же использование материалов, пригодных для вторичной переработки, наоборот, приносит дополнительный доход. «Новое поколение экологически чистых материалов позволило индустрии сделать переработку стандартной составляющей бизнеса», - сказал Нэнси Флетчер, президент и главный исполнительный директор OAAA. Программа утилизации промышленного полиэтилена официально началась в марте 2009 года. Согласно ей Billboard PE может быть переработан в такие продукты, как цветочные горшки, горные сетки и различные пластиковые детали. Невелика бизнес-составляющая?
Остается надеяться, что осознание важности экологичной составляющей будет крепнуть и распространяться, опережая предложение и стимулируя к тому же экономику в целом. И у нас в России образ мышления - служить интересам общества и делать свой вклад в защиту окружающей среды и нашей планеты в целом - будет близок все большему кругу компаний и работающих в них людей.

Екатерина Бобкова