Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Грядут новые правила в наружке

В Комитете рекламы, информации и оформления города Москвы ведется активная работа по подготовке новых правил для наружной рекламы. Они придут на смену ныне действующим, которые были разработаны и утверждены еще в 2006 году. Один из ключевых вопросов, который будет более детально проработан и подробно описан в новом документе, – безопасность средств наружной рекламы и информации различного применения: от отдельно стоящих конструкций до элементов оформления для объектов потребрынка. В целях выявления всех современных аспектов безопасности Комитет рекламы провел научно-практическую конференцию «Вопросы технической безопасности установки объектов наружной рекламы и информации». Представляем основные ее итоги и ожидаемые перемены.

Конференция на тему «Вопросы технической безопасности установки объектов наружной рекламы и информации» состоялась 21 июля в здании правительства Москвы. На заседании собрался весь цвет специалистов и экспертов по различным аспектам безопасности, а также представители исполнительных органов власти и операторов рынка наружной рекламы. Докладчики рассказали о проведенных исследованиях в своей области, представили передовые решения и в целом обрисовали текущую ситуацию с безопасностью на рынке. Ряд предложений и инициатив найдут отражение не только в новых Правилах для наружной рекламы (от ред. - ныне действующие прописаны в Постановлении правительства Москвы № 908-ПП от 21.11.2006), но также в Городской целевой программе развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2011 - 2013 годы и, вероятно, в техническом регламенте "Требования безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" (проект Минрегионразвития).
В столице еще не вступила в полную силу аномальная жара, однако выступающие один за другим говорили о том, как резко меняется климатическая ситуация в городе и почему в связи с этим важно уделять особое внимание безопасности рекламных конструкций. Председатель Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимир Макаров оказался прав: милости от матушки-природы ждать не приходится, и готовиться к невзгодам следует заблаговременно. К тому же проведенный анализ ситуации на рынке щитовых конструкций показал, что у многих рекламных установок технические экспертизы просрочены, по отдельным районам этот показатель доходит до 25% рекламных конструкций. Эту информацию подтверждает и генеральный директор ООО «Реклама-Качество» Эдуард Абрамович Мендельсон. Мендельсон Реклама-КачествоОн отметил, что, по данным Совета по технической безопасности объектов наружной рекламы и информации (ОНРИ), в 1-м полугодии 2010 года более половины ОНРИ не прошли очередную (плановую) экспертизу. Выяснить, сколько конструкций и электроустановок ОНРИ (особенно среди предприятий потребительского рынка) не проходили оценки технической безопасности вообще, не представляется возможным, так как единая электронная база учета отсутствует. При этом уровень безопасности ОНРИ продолжает оставаться очень низким. Совет по технической безопасности ОНРИ пока не выработал единого интегрального показателя, оценивающего уровень безопасности ОНРИ, но опосредованно о нем можно судить по проценту прохождения экспертизы с 1-го предъявления. Для конструкций он колеблется в пределах 10 - 15%, для электроустановок - 35 - 40%. Последнее обстоятельство объясняется, очевидно,  уменьшением средств на эксплуатационные расходы владельцами ОНРИ, ранее выделявшихся  на поддержание их качества и безопасности, но значительно урезанных в период кризиса, и особенно  ослаблением контроля за безопасностью ОНРИ на всех уровнях.
И это неудивительно, так как даже на федеральном уровне ответственность за ненадлежащую эксплуатацию рекламных конструкций не установлена, она предусмотрена только за отсутствие разрешения на их установку, к тому же в сфере последних законодательных изменений функция контроля за соблюдением данного аспекта с 1 апреля 2010 года передана в ведение МВД. Поляков юристКак отметил начальник юридического департамента Совета по технической экспертизе ОНРИ Геннадий Поляков, представивший на заседании обзор ситуации в федеральном и региональном законодательстве в части регулирования безопасности наружной рекламы, в МВД до сих пор не существует надлежащих инструкций по осуществлению этой процедуры на местах.
Несложно сделать вывод, что с 1 апреля сего года безопасность наружки фактически никем не контролируется – деятельность контролирующих структур, которые всегда существовали и, вероятно, будут дальше существовать на бюджетные средства (от ред. -  в Москве это Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ)), от своих прямых обязанностей фактически отстранены. Сколько еще пройдет времени на устранение этой ситуации, неизвестно, но на заседании глава комитета Владимир Макаров пообещал взять этот вопрос на контроль и вынести на рассмотрение Мосгордумы и столичного правительства предложение о переводе функций надзора за нарушителями порядка эксплуатации ОНРИ в прежнее русло (от ред. - обратно в ОАТИ).
Безопасность конструкций также стала заложником государственной политики «хватит кошмарить бизнес» - теперь законодательно закреплена периодичность проверок не более чем раз в три года, подчеркивает Геннадий Поляков. Соответственно, у контролирующих органов отсутствует инструмент прямого влияния на текущую деятельность операторов - и,  как результат, отсутствие действующих технических экспертиз на значительное число конструкций у операторов рынка. Эта тенденция усилилась в связи с начавшимся в 2008 году кризисом, считает Эдуард Абрамович Мендельсон, и особенно с введением пятилетнего срока действия технического паспорта. Теперь владелец ОНРИ считает, что ему не нужно проходить плановую экспертизу в соответствии с Правилами и установленной Комитетом рекламы периодичностью (Распоряжение Комитета рекламы от 03 февраля 2010 г. № 02-55-47/10).
На заседании присутствовали и представители владельцев рекламных конструкций, которые были озадачены вопросами безопасности не в последнюю очередь. Они подтвердили, что действительно не по всем конструкциям была проведена очередная техническая экспертиза, так как это не позволяет осуществить сложившаяся экономическая ситуация на рынке. В основном операторы экономят на малом формате. Представители заверили, что все крупноформатные носители необходимую проверку на безопасность прошли и имеют актуальные заключения экспертов.
В этой связи Владимир Макаров подчеркнул, что мнение рекламных фирм также будет по возможности учтено. И объем, и периодичность экспертиз должны быть обоснованы и не должны превышать те нормы, которые необходимы для обеспечения безопасности, отметил глава Комитета рекламы. Одновременно с этим он обратил внимание на важность проведения технических экспертиз как на этапе проектирования ОНРИ и конструкций для потребрынка, так и на этапе их установки!
Также на заседании был поднят болезненный вопрос о взаимодействии представителей рекламного рынка с главной экспертной организацией города – «Москомэкспертизой». По мнению Владимира Макарова, ситуация явно «нездоровая». Комитет рекламы выступил с предложением по крайней мере в текущей непростой экономической ситуации пойти навстречу рекламщикам - по возможности упростить процедуру прохождения согласований и тем самым снизить и расценки. Не исключены пересмотр и сокращение перечня объектов, которые подпадают под контроль «Москомэкспертизы».
Предложения также затронули Федеральный закон «О рекламе». В частности, предлагается дать определение понятию «рекламная конструкция». Как отметил Геннадий Поляков, такая дефиниция, как «рекламная конструкция», в законе не прописана и соответственно не может относиться к объектам капитального строительства. Поэтому допуски от СРО (саморегулируемые организации) не требуются даже на этапе проектирования рекламных конструкций. Таким образом, отсутствует законодательный инструмент, обязывающий вступать и соответственно подпадать под контроль СРО даже проектирующих организаций, не говоря уже о производителях рекламы.  Это, безусловно, напрямую связано с безопасностью и может сказаться если не сейчас, так в обозримой   перспективе.
Отдельное внимание было уделено вопросу экологической безопасности рекламных конструкций. По мнению Натальи Ушаковой, директора автономной некоммерческой организации «Московский экологический регистр», экологическим аспектам должно уделяться больше внимания уже на уровне проектной документации. Большинство материалов, которые используются в изготовлении рекламных конструкций, в процессе их эксплуатации, возможно, не наносят экологии ощутимого вреда. Но рано или поздно перед владельцами рекламных конструкций различного назначения встает вопрос утилизации, и к его решению далеко не все подходят с должным вниманием. К примеру, часто применяемый поликарбонат или же люминесцентные лампы захораниваются на обычных мусорных полигонах, в то время как они требуют специальной процедуры утилизации. Важно обязать применять самые современные способы утилизации, и это нужно контролировать. В случае необходимости специфических мер информацию можно было бы отражать в сопроводительных документах. Еще один важный аспект – это стимулирование использования современных разработок в этой сфере (например, отказ от применения ламп, содержащих ртуть, или же утилизация их на базе структур, которые обладают специальными технологиями в этой сфере). Наталья также отметила, что в  техническом регламенте "Требования безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения" вопросы экологии прописаны, осталось его принять и исполнять. А последнее потребует особого контроля.

Мнения высказаны. Инициативы предложены. Но точка на этом не поставлена. Работа по разработке новых правил для наружной рекламы в Комитете рекламы будет продолжена...  Остается надятся, что их обсужению будет посвящено ни одно еще открытое заседание.