Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Александр Соловьев, «ЛаТек»: «Главное – научиться слышать и понимать клиента»

Компания «ЛаТек», созданная в период становления рекламного рынка современной России, сегодня – один из ведущих производителей вывесок, средств наружной рекламы и визуальных коммуникаций. За прошедшие годы предприятию удалось реализовать более 15 тысяч проектов в области рекламно-информационного оформления объектов. О пройденном пути, накопленном опыте и стратегии на ближайшую перспективу рассказывает генеральный директор компании «ЛаТек» Александр Соловьев. 

В этом году рекламно-производственной компании «ЛаТек» исполняется 17 лет. С чего начиналась деятельность Вашего предприятия?
Скажу сразу – в том, что мы начали заниматься наружной рекламой и вывесками, не было никакой романтики. Группа из пяти человек, среди которых – большинство кандидатов наук немногим старше 30 лет, специалисты в области лазерных технологий, до этого разрабатывала сложные комплексы для обработки различных материалов, использующихся в военной промышленности. В начале 1990-х годов финансирование науки в нашей стране фактически прекратилось, и это подтолкнуло нас к открытию собственного бизнеса. Единственным нашим капиталом было знание технологии. Так родилась идея изготавливать с помощью лазерных комплексов таблички и вывески из нержавеющей стали.

Что представлял собой первый проект компании «ЛаТек»?
Это была вывеска для кафе «У ВОВЫ», вырезанная из нержавейки и окрашенная автоэмалью. Добавлю, что прослужила она достаточно долго. Затем, что любопытно, начали появляться достаточно значимые заказы, причем подавляющее большинство из них – от зарубежных компаний. Требования клиентов и работа с заказчиками такого уровня сразу определили главный ориентир для нашей компании – качество. Первый крупный проект мы выполнили для компании Hines, которая заканчивала строительство делового центра Park Place на Ленинском проспекте. Необходимо было изготовить представительские таблички из нержавеющей стали для офисов различных фирм, расположенных в пяти двадцатиэтажных зданиях. Именно тогда мы отработали технологию инкрустации металла в металл.
К слову, помню и еще одно из первых обращений в «ЛаТек» – заказ поступил от руководства почти не известной тогда радиостанции «Эхо Москвы». Мы от выполнения работ отказались, потому что нам предложили бартер…
Приблизительно в то же время мы начали осваивать изготовление объемных букв из нержавеющей стали. На одной из выставок в «Центре международной торговли» заказчики показали нам образец и поинтересовались, способны ли мы сделать для них то же самое. Андрей Абаренов, генеральный директор компании «ЛаТек» в те годы, своими руками изготовил объемную букву, которая и стала ответом на этот вопрос. С тех пор данное направление в нашей компании стало довольно успешно развиваться. Могу точно сказать, что зарубежные клиенты не ожидали от нас изделий столь высокого качества. Нержавеющая сталь с покрытием обрабатывалась на собственноручно собранных лазерных комплексах. Это обеспечивало высокую точность резки, без каких-либо видимых дефектов по краю, а также оперативность в изготовлении изделия. Наши конкуренты шли другим путем: сначала резали металл, затем полировали, а потом уже собирали изделие.
В то время мы получили и выполнили огромное количество заказов на объемные металлические буквы от коммерческих банков. Жаль, что тогда мы не были грамотными маркетологами: сейчас бы у нас были другие позиции на рынке.
Три года назад у нас появилась возможность начать развивать направление по реализации сетевых проектов по всей территории России для крупных банков и автодилеров. Нам удалось организовать работу с региональными подрядчиками таким образом, что сегодня мы способны осуществлять комплексное оформление 100 и более объектов за месяц…

вывеска

Что, на Ваш взгляд, отличает компанию «ЛаТек» от других российских рекламно-производственных компаний?
Пожалуй, то, что на протяжении почти 17 лет мы работаем исключительно в сегменте «вывесок» (Sign and Corporate Identity). Не могу назвать ни одного из крупных отечественных производителей рекламы, кто еще не вышел за эти рамки. Многие или вообще вышли из этого сегмента, или же переориентировали и диверсифицировали свой бизнес. В Европе же узкая направленность крупных рекламно-производственных фирм широко распространена. При этом нам сложно конкурировать с ними: к примеру, в странах Европы у компании General Motors около 20 тысяч дилеров, в России – всего 31. Поэтому и масштабы при проведении ребрендинга, разумеется, разные. Плюсы фокусирования компании на одном сегменте рынка заключаются в том, что наличие и технологий, и мощной базы позволяют развиваться и в итоге получать конкурентные преимущества, которые другим фирмам не так просто обеспечить. Повторить весь путь, который мы уже прошли, совсем не просто.

Как развивается направление по производству объемных букв и табличек из нержавеющей стали в настоящее время?
Мы продолжаем исследовать и внедрять новые технологии. В частности, не так давно мы освоили способ получения объемных букв из нержавеющей стали с бесшовным краем. Эта технология позволяет сокращать расходы и на лазерную резку, и на лазерную сварку. В результате получается высококачественное, красивое изделие по более низкой цене.

буквы из нержавеющей стали

Очевидно, что в процессе развития компании приходилось сталкиваться с неожиданностями, многому учиться, извлекать из опыта ведения бизнеса определенные уроки… Каким из сделанных за эти годы ключевых выводов Вы могли бы поделиться с читателями «Наружки»?
У многих предпринимателей часто возникает соблазн организовать небольшую рекламно-производственную фирму и заняться оформлением торговых палаток и маленьких магазинов. Я же для себя сделал следующий вывод: «Если чувствуешь, что в силах заниматься мелкой розницей, попробуй поработать с крупным бизнесом». Обработка большого потока мелких заказов от разнородных клиентов требует очень много времени. При этом чтобы организовать эффективную работу с большим числом самых разнообразных клиентов, надо иметь четко выстроенное предложение. Замечательно, если ваша компания изготавливает и монтирует крышные установки, но если заниматься выполнением заказов стоимостью от 100 до 300 долларов, а число таких обращений доходит до тысячи, фирма превращается в монстра, которым почти невозможно управлять. Поэтому нужно работать с более крупными клиентами. Чем больше посредников между теми, у кого есть деньги, и тем, кто способен им предложить свои услуги и продукцию, тем менее успешен бизнес. Это особенно остро ощущалось в начале 1990-х. Если ты находишься в непосредственном контакте с людьми, принимающими решения и распоряжающимися финансовыми средствами, тем более надежен, понятен и эффективен твой бизнес. Да, от тебя требуется больше внимания, много знаний, умение предлагать то, что нужно клиенту, ты должен адекватно смотреться, но если ты это можешь (а мы это смогли), твой бизнес будет успешен.

Как изменилась стратегия компании «ЛаТек» в связи с экономическими потрясениями в последние несколько месяцев?
Действительно, сложившаяся ситуация заставляет взглянуть на бизнес иначе. Мы намерены использовать набор освоенных нами технологий в различных сферах деятельности, не только для реализации сетевых проектов. К примеру, готовые решения мы будем продавать в розницу, не требуя с клиента денег за их разработку. Такая стратегия позволит нам предлагать заказчикам существенную экономию, при этом не снижая качество, а повышая его. Это вполне реалистичный путь и, к тому же, благородная задача. Если не так уж принципиален уникальный дизайн вывески и ее размеры, полагаю, многие согласятся выбрать одно из готовых решений.
Снижение объема заказов и приостановка реализации крупных проектов нашими клиентами дает нам время настроить отношения с региональными подрядчиками и дилерами – рекламно-производственными, дизайнерскими и архитектурными компаниями со всей России. Мы заинтересованы в развитии бизнеса наших партнеров в регионах путем увеличения объема работ, в частности, по монтажу и обслуживанию вывесок. Уверен, что к моменту оживления рынка пропускная способность по обработке заказов, а также опыт и технологическая база компании «ЛаТек» и наших подрядчиков будут вне конкуренции.

Что бы Вы посоветовали в нынешних условиях Вашим коллегам – рекламно-производственным компаниям из российских регионов?
Если кратко, мне сложно представить, чтобы тот, кто хочет выжить, не выжил. А по сути – в любых условиях в бизнесе производства вывесок и наружной рекламы очень важно понимать, какую ценность представляет твое предложение для клиентов. Мы стали эффективно работать с банковскими сетями только тогда, когда поняли их проблемы по-настоящему. Часто создается впечатление, что главной ценностью для заказчика является какой-нибудь один из параметров, будь то качество, цена, оперативность или уникальность технологии. Но такое случается крайне редко. Ошибка целого ряда небольших рекламно-производственных фирм заключается в том, что они живут в своих фантазиях, не собирают информацию и не анализируют ее. Это типичная проблема, которая была и у нас в компании, но зарубежные заказчики очень быстро объяснили нам, что смотреть на вещи необходимо глазами тех, для кого ты работаешь. Что думает о твоем предложении клиент и что ему на самом деле нужно, гораздо важнее, чем твои собственные рассуждения по этому вопросу.

Беседовал Валентин Сучков