Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Объем рекламного рынка России в 2013 году

Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за 2013 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил примерно 328 млрд руб., что на 10,1% больше, чем в предыдущем году. За исключением прессы, все остальные медиасегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику к показателям 2012 года. Также оценен объем рынка маркетинговых услуг — он составил 90,6 млрд руб., что на 13% больше, чем аналогичный показатель 2012 года. 

 

В целом прошедший год экспертами оценивается как весьма успешный, и полученные результаты оказались даже несколько выше, чем ожидали эксперты. Ситуацию подправила активность рекламодателей в конце года, в частности на телевидении. А снижение темпов роста в целом по рынку эксперты единодушно считают естественным, в развитых европейских странах в настоящее время прирост даже в 3 - 4% считается чем-то невероятным. Эксперты также прокомментировали ситуацию в прессе, где второй год подряд наблюдается отрицательная динамика. Директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ Сергей Веселов не верит, что газеты и журналы умрут. По его мнению, доля прессы всегда будет заметна на рынке, а некоторые эксперты даже предполагают отскок в будущем, так как в России в настоящее время доля рекламы в этом сегменте в два раза меньше, чем в целом в мировой практике. Наибольший прирост по-прежнему наблюдается в сегменте интернет-рекламы - 27%, однако это значительно меньше, чем в 2012 году (35%). Этот год прошел под флагом онлайн-видеорекламы в контекстном сегменте.

 

Для наружной рекламы 2013 год оказался очень сложным, отчасти даже драматическим. По словам генерального директора исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрея Березкина, несмотря на потери, итоги за год можно считать весьма позитивными, так как какого-либо прироста от отрасли никто не ожидал. В Москве, где сосредоточено до половины рекламных бюджетов на наружку, сокращение инвентаря составило 25% (в центральной части города — 70%). Благодаря вынужденному повышению цен в среднем на 70% удалось отыграть часть потерь, и в итоге в столице динамика хоть и отрицательная, но при этом потери небольшие (около 5%). Прирост по рынку обеспечен за счет медиаинфляции в регионах, где по-прежнему еще далеко не в полном объеме проведены торги и глобальные изменения еще впереди (более подробно про итоги года в медийном сегменте наружной рекламы читайте в прошлом номере «Наружки» (№155, февраль)). Также Андрей Березкин отметил, что в России наружная реклама была очень недооценена и имеет прочный запас, процесс удорожания неизбежен. На этом фоне постепенно из кризиса начинает выбираться реклама на наземном общественном транспорте в Москве, и даже в этом году деятельность «Бульварного кольца» может начать приносить дивиденды, чего нельзя сказать о рекламе в столичном метро, где ситуация с привлечением рекламных бюджетов по-прежнему очень сложная. 

 

Еще один сегмент, тесно связанный с наружной рекламой, - indoor-реклама, - напротив, демонстрирует рост выше среднерыночного — 15% относительно аналогичного показателя 2012 года. Как отметил председатель секции Indoor АКАР, генеральный директор «Эдванс Холдинг» Алексей Омельченко, рост мог быть больше, но повлияла турбулентность на рынке наружки. Одной из главных тенденций в сегменте indoor-рекламы он считает увеличение доли цифровых носителей: по его мнению, в течение двух лет она может вырасти до 35 - 40%. Предпосылки этого заключены в самом медиа, который предполагает больший интерес к наиболее качественной форме подаче контента из-за более близкого восприятия и особенностей мест размещения.

итоги рекламного рынка 2013

Что касается рынка маркетинговых услуг, то здесь по-прежнему темпы роста немного выше рекламного рынка - 13% против 10% (в прошлом году 18% против 15%). Объем рынка оценен в 90,6 млрд руб. Причем, что интересно, в основном рост обеспечен за счет увеличения объемов услуг, а не медиаинфляцией. Этот рынок, наоборот, сейчас переживает кризис рентабельности расценок из-за демпинга ряда агентств, и в настоящее время это одна из наиболее важных проблем отрасли. При этом следующий год должен быть очень ярким, отмечает президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Михаил Симонов. Колоссальный прирост ожидается по итогам первого квартала 2014 года — по факту желающих прикоснуться к крупнейшему событию в мире спорта было огромное количество: и на спонсорство, и на разнообразные мероприятия, связанные с Олимпиадой, был израсходован невероятный объем денежных средств, которые идут в зачет именно в 2014 году. По итогам этого года ожидается весьма значительная цифра.