Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Что имеем – не храним…

Предприятий, производящих в числе прочего и оригинальную сувенирную продукцию, в нашей стране не так много, как хотелось бы. Ну а крупные производства и вовсе можно по пальцам сосчитать. Поэтому потеря каждого из них - особенно тех, чьи торговые марки давно стали своеобразным символом отрасли  - больно бьет по российскому сувенирному рынку, на котором явно ощущается дефицит качественного отечественного продукта.   

Известие об очередном  громком банкротстве пришло буквально на днях. Как сообщила газета «Гудок»,  «Гусевский хрустальный завод» закрылся после 256 (!) лет работы. Бывшее градообразующее предприятие Гусь-Хрустального увольняет всех своих сотрудников: у дирекции просто нет средств на поддержание жизнедеятельности завода.

 

«Гусь» спекся...

О миллионных долгах предприятия стало известно еще в ноябре прошлого года: тогда стекольно-хрустальное производство было приостановлено из-за отключения электричества. Выяснилось, что цеха задолжали энергетикам около 11 миллионов рублей. Спустя несколько месяцев руководство завода решило распустить персонал и полностью остановить линии предприятия.

«Владельцы решили закрыть завод, уволив весь персонал. Задолженности по зарплате перед сотрудниками нет, и администрация выполнит все обязательства при увольнении работников», - сообщил в официальном заявлении директор предприятия Андрей Ефимов. 

Решение дирекции оставило без работы 98 человек. Ими исчерпывается штат, трудившийся на некогда крупнейшем стекольном предприятии России. Уволенные присоединятся к 594 безработным в 60-тысячном Гусь-Хрустальном. По сообщению областного департамента службы занятости, бывшим работникам «ГХЗ» будет сложно найти новую работу: в городе с 60-тысячным населением и без них зарегистрировано около 600 безработных, то есть порядка 1% от всего трудоспособного населения.

Гусевский хрустальный завод был основан в 1756-м году и на протяжении двух с лишним столетий по праву считался градообразующим предприятием. Продукция завода расходилась по всей России и ценилась наравне с хохломой и гжельскими сувенирами. Тем не менее, официального статуса «народно-художественного промысла» гусевский хрусталь не получил, из-за чего был лишен значительной поддержки со стороны государства. 

 

«Восток» остановился...

Незадолго до этого похожая история произошла с другим крупным отечественным производителем, продукция которого занимала важную нишу и на отечественном рекламно-сувенирном рынке, - объявил себя банкротом ОАО «Чистопольский часовой завод „Восток"». Задолжав за несколько последних лет крупные суммы, и так и не сумев выйти на докризисный уровень продаж, предприятие вынуждено было остановить производство и выставить на аукцион свои производственные площади. Не помогла даже славная история завода и неизменная популярность его продукции, особенно у силовых структур.   

Напомним, что свою историю Чистопольское часовое производство вело с осени 1941 года. Предприятие было создано как номерной завод, работающий на нужды фронта. Но уже с февраля 1943 года, выполняя приказ Наркомата минометного вооружения, на заводе начали выпускать мирную продукцию. Это были первые в стране мужские наручные часы «Кировские».

Подлинно народную славу чистопольским мастерам  принесли мужские наручные часы «Победа». В начале 50-х они сверкали на запястьях чуть ли не каждого мужчины и безостановочно ходили десятилетиями. Закономерно, что именно Чистопольский часовой завод в 1965 году стал официальным поставщиком часов для Министерства обороны Советского Союза. Именно тогда на предприятии были созданы часы «Командирские», известные сегодня во всем мире.

Одними из первых в нашей стране предприятие стало также изготовлять часы с заказной символикой. Собственные производственные мощности позволяли осуществить нанесение логотипа на циферблате, упаковке, сделать гравировку на крышке...

Еще в начале 2000-х годов ОАО «Чистопольский часовой завод „Восток"» ежегодно производило около 1 млн часов. Однако, по данным агентства «СПАРК-Интерфакс», с 2004 года предприятие стало убыточным. И даже несмотря на то, что в 2008 году вроде бы наметилась положительная тенденция и завод получил 6,6 млн руб. чистой прибыли, сумма задолженностей перед кредиторами была значительно выше, и в 2009 году им была инициирована процедура банкротства.

В числе основных причин, приведших предприятие к столь печальному финалу, эксперты называют разразившийся кризис и практически двойное сокращение закупок часов Министерством обороны РФ. Пытаясь удержаться на плаву, завод планировал организовать совместно со швейцарской компанией TechnoTime производство кварцевых часов мощностью 1,5 млн штук в год, инвестиции оценивались в €7-10 млн. Стороны даже подписали меморандум о намерениях, но проект так и не был реализован...

Интересно, что власти Татарстана не сочли нужным поддержать тонущее предприятие. Возможно, это произошло и потому, что пока историю знаменитых марок часов чистопольского завода пока нельзя считать завершенной. Как сообщила газета «Коммерсант» со ссылкой на гендиректора родственного заводу ООО «Торговый дом» Виталия Подъячева, ОАО «ЧЧЗ „Восток"» передал его предприятию право на производство часов, в том числе под известными брендами «Командирские» и «Амфибия». Так что, возможно, мы о них еще услышим...

 

Планов - громадье...

Впрочем, несмотря на кризисные тенденции и связанные с ними ухудшения позиций многих компаний-производителей, в некоторых областях власти находят возможность поддержать производство сувенирной продукции.

Так в Белгородской области, на базе существующего уже пять лет ООО «Борисовская керамика», планируется наладить производство посуды с цветным покрытием - мощностью до 3 млн. изделий в год. Объем инвестиций в проект, по оценкам главы региона Евгения Савченко, должен быть порядка 62 млн рублей. Скорее всего, это будут заемные средства - губернатор отметил, что область готова предоставить гарантии по кредитам.

Как отметил презентовавший проект гендиректор Константин Хлебников, в настоящее время рынок подобной продукции занимают в основном зарубежные предприятия, так как многие отечественные фарфоровые и фаянсовые заводы находятся в упадке. При этом стоимость одной импортной тарелки составляет 7-10 долларов, отечественной - 2 доллара. Запуск производства планируется осуществить уже в текущем году. Основными потребителями, как ожидают авторы проекта, станут гостиницы и столовые Белгорода и области, а также местные сувенирные магазины.

В Тюменском районе одним из результатов работы специальной комиссии по развитию предпринимательской деятельности стало одобрение проекта производства палеосувениров. На территории района можно найти и ископаемые бивни мамонтов, и даже зубы древних акул, живших на территории Сибири еще 40 миллионов лет назад. Осуществление данного проекта позволит создать новые рабочие места, а также расширит ассортимент оригинальной сувенирной продукции.

В Алтайском крае также считают необходимым создавать и развивать мелкие производства по изготовлению сувенирных изделий. Только со своей спецификой. По словам начальника краевого управления лесами Михаила Ключникова, область приглашает инвесторов из-за рубежа и других субъектов РФ, а также местных бизнесменов в лесную отрасль. «У нас имеются лесные участки, которые требуют вложений. Перспективных направлений для этого в регионе достаточно. Я считаю, что в крае должны быть не только крупные лесопильные предприятия, но и мелкие - по производству деревянных изделий. Такая продукция была бы очень востребованной», - сказал он.

Руководитель ведомства считает, что перспективным может быть создание предприятий, специализирующихся, к примеру, на производстве расчесок, массажеров, сувениров. Эксклюзивным может быть и производство, связанное с резьбой по дереву.

«Конечно, в большей мере это сфера деятельности малого бизнеса. Недавно на лесопромышленной выставке LignaPlus в Германии мы изучали оборудование для производства сувениров из бересты, резных изделий, разделочных досок, черенков, детских игрушек. Все это востребовано, и мы намерены наладить такие производства в крае», - заметил Михаил Ключников.

                                                   ***

В общем, нельзя сказать, что интерес к развитию сувенирного дела у властей полностью отсутствует. Вот только, к сожалению, выражается он в избирательных и, зачастую, непоследовательных действиях. Вместо того чтобы попытаться помочь более успешному развитию давно зарекомендовавших себя производственных предприятий и популярных торговых марок, они порой предпочитают поддерживать отдельных ремесленников и некрупные мастерские народных промыслов или строить планы по раскрутке «с нуля» новых проектов. Нет сомнений, дело это нужное и вполне имеет право на жизнь... Но, быть может, первым делом лучше все же было бы постараться не растерять и преумножить уже имеющееся, а только потом браться за все остальное?   

Вячеслав Логачев