Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Учись, студент!

Заветная мечта любого бизнесмена - найти дополнительный рынок сбыта своей продукции. Для многих она кажется несбыточной. Вроде все уже занято, все поделено... Однако, следуя старинной мудрости «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе...», думается, можно было бы найти весьма интересные варианты для расширения своего бизнеса.

Рынок рекламных сувениров в нашей стране, по мнению многих специалистов, уже прошел первую стадию своего становления. Сувенирные компании худо-бедно справляются со своими обязанностями, а их ассортимент вполне сопоставим с зарубежными аналогами. Тем не менее, его объем, в сравнении с ведущими западными странами, оставляет желать много лучшего.
Главным фактором в этой связи эксперты называют пробел в формировании основ маркетинга, доставшийся нам в наследство еще от советских времен, и недостаточную известность (популярность) сувенира, как одного из его важных инструментов. И это действительно так. Традиции в плане промопродукции у нас еще только формируются, в то время как в большинстве западных стран они имеют многолетнюю историю.
Ну а раз традиций нет, значит, их нужно развивать. И бессмысленно ждать, что это произойдет само собой.
К примеру, мало-мальски претендующая на что-либо серьезное американская компания первым делом заботится о создании собственного положительного имиджа - создает корпоративную символику, заказывает промопродукцию, разрабатывает маркетинговую политику... У нас же зачастую все отдается на откуп русскому «авось».
Впрочем, пусть не так быстро как хотелось бы, но ситуация здесь все же меняется - об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что начиная с середины 90-х ( кризис в расчет не берем) отрасль неизменно демонстрировала положительную динамику. А это значит, что все большее число отечественных компаний осознают важную роль промопродукции в успехе собственного бизнеса. И, конечно, сувенирщикам надо продолжать работу в этом направлении.
Однако, по большому счету, процесс этот сам собой разумеющийся - иначе рынок рекламных сувениров попросту не существовал бы. Зато поиск новых потребителей своей продукции способен дать новый толчок как развитию отдельной компании, так и отрасли в целом.
Например, в том же США практически каждый университет и колледж, даже многие школы, имеют собственный бренд, фирменную символику. На их территории всегда можно встретить специальные киоски, в которых продаются рекламные сувениры - бейсболки, футболки, значки, посуда и т.п. - с логотипом данного учебного заведения. И эта продукция пользуется большой популярностью, как у самих студентов, так и у их родственников и знакомых, а также гостей вуза.   
Было бы неплохо перенести данный опыт и на отечественную почву. Причем, «первые ласточки» уже появились. Так, недавно в крупнейшем вузе Челябинской области - Южно-Уральском госуниверситете - открылся магазин фирменных сувениров, сообщило Агентство новостей «Доступ». Там можно приобрести вещи и сувениры с фирменной символикой университета - фирменный стиль учебного заведения разработали студенты и преподаватели «Центра рекламных технологий» факультета коммерции ЮУрГУ.

«Нас натолкнуло на эту идею посещение американских университетов, в каждом из которых есть магазинчики, где люди могут купить себе любые вещи с эмблемой вуза. Молодежь и даже люди более старшего возраста с удовольствием носят галстуки, бейсболки, майки с эмблемой своего колледжа и в обычной жизни. Это - как знак отличия, принадлежность к определенному сообществу. Нас поддержал ректорат совместно с издательским центром ЮУрГУ, - рассказала декан торгово-экономического факультета вуза Ирина Окольнишникова. - Мы сделали огромное количество рекламных носителей - книги, тетради, ручки, блокноты, магниты, футболки, сумки, кружки и так далее».
Она также добавила, что стоить вещи с символикой будут не очень дорого, например кружка - около 170 рублей.


На примере ЮУрГУ можно сделать вывод, что потребность в рекламных сувенирах у отечественных вузов есть. Поэтому, возможно, сувенирным компаниям следовало бы более настойчиво предлагать свои услуги в этой области. В случае успеха им представится великолепная возможность расширить рынок сбыта своей продукции, а заодно поучить студентов основам маркетинга.

Вячеслав Логачев
Фото с сайта АН «Доступ» www.dostup1.ru