Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Оксана Каратаева («Бизнес-Букет»): «Миру необходимы красота и теплые чувства»

 

Дарить цветы приятно всегда. А особенно по такому замечательному поводу, как праздник 8 Марта, который уже явно не за горами! Однако сделать  букет – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы он получился ярким, запоминающимся, гармоничным и на все сто достиг поставленной цели, при его составлении необходимо учесть массу тонкостей.

 

О секретах мастерства, а также основных тенденциях российского цветочного рынка в преддверии главного весеннего праздника мы побеседовали с ведущим мастером-флористом ГК «Бизнес-Букет» Оксаной Каратаевой:

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать букет к празднику 8 Марта-2011?
Прежде всего он должен быть нежным и романтичным. Время сейчас непростое. Страну достаточно сильно трясло в последние два года. И сейчас очень важно показать, что, несмотря на сложную ситуацию как у нас, так и во всем мире, – теплота чувств все равно остается в душах людей, и ее не надо скрывать.

Должен ли он в этой связи обязательно быть дорогим или вполне возможен эконом-вариант?
Это зависит от ситуации: кому именно дарят, для каких целей предназначен… Если это бизнес-вариант, то, конечно, тратить безумные деньги, порядка 100 тысяч рублей, на деловой букет – абсурд. Но он должен подчеркивать уважение к той бизнес-леди, которой его преподносят, выглядеть достойно, как признание ее деловых качеств и заслуг: у нас ведь в бизнесе не так много женщин, добившихся серьезного успеха.
В частном же порядке на 8 Марта у нас принято дарить цветы любимым женщинам. Обычно у мужчины их как минимум две – это его мама и возлюбленная. И для них букет является своего рода показателем силы его любви.

цветы, сувенир, 8 Марта
Но мужской подход к цветам кардинально отличается от женского. Для него это ненужный вклад денег, потому что цветы быстро вянут и не приносят ощутимой пользы. Женщина же, в отличие от мужчины, часто живет эмоциями и для нее цветы являются знаком любви, заботы и внимания. Это именно тот сигнал, который ей нужен для того, чтобы она с еще большим желанием готовила, ухаживала за мужем, занималась хозяйством. И если мужчина понимает данную ситуацию, то должен интуитивно чувствовать, какие цветы нужно подарить.

Совсем скоро кроме праздника 8 Марта нам предстоит отметить еще и День защитника Отечества – 23 февраля. Насколько распространена в нашей стране практика преподносить в этот день цветы мужчинам?
По международному этикету дарить мужчине цветы вообще не принято. В официальных случаях их преподносят тем, кто его представляет. Что касается первых лиц страны, то это могут быть их супруги, секретари, референты и так далее.
Мужской подарок, в отличие от женского, должен прежде всего быть практичным. Поэтому на 23 февраля более целесообразно, чем букет цветов, подарить мужчине, к примеру, элегантный галстук, эффектную рубашку, дорогую туалетную воду, которая поможет его карьере или бизнесу.

 

Будут ли в этцветы, бизнес-букет, 8 Мартаом году какие-то особые рекомендации, предпочтения по цветовой гамме, определенным видам или сортам цветов?
На протяжении последних пяти лет во флористике была популярна серебристо-сиреневая гамма. Однако в настоящее время данное сочетание многим поднадоело, и постепенно возвращается мода на более естественные цвета. К примеру, в этот Новый год четко проявилась тенденция украшать елки в красных тонах. Красный цвет, как наивысшее проявление теплых чувств, опять особо востребован!

Могут ли – если говорить о бизнес-презенте к 8 Марта – цветы выступать в качестве самостоятельного подарка?
Цветы сами по себе являются самостоятельным подарком. Но это тот редкий случай, когда допускаются определенные дополнения. Ими могут быть конфеты, духи, красивый сувенир… В данном случае комплектность набора вполне оправданна.

Повлиял ли мировой экономический кризис на отечественный флористический рынок? В чем это выразилось?  
В России насчитываются всего 3 - 4 флористические компании нашего уровня. И, насколько мне известно, даже в кризис они (как и «Бизнес-Букет») чувствовали себя более-менее нормально и продолжали спокойно работать. Однако мелкие цветочные магазинчики и салоны в последнее время стали закрываться все чаще. И здесь уже можно говорить о некой тенденции. Впрочем, не думаю, что это как-то повлияет на рынок в целом или на цены. Возможно, некоторые цветочные компании просто перейдут в Интернет, чтобы продержаться за счет сокращения расходов на содержание постоянной точки продаж.
Еще одной тенденцией флористического рынка последних лет является увеличение доли цветов российского производства. И это радует. Потому что, считаю, правило «поддержим отечественного производителя» сейчас как никогда актуально.

цветы, бизнес-букет, 8 Марта
К примеру, российские розы почти не уступают по качеству зарубежным. Они лучше стоят, чем эквадорские, но чуть хуже, чем европейские. Зато наши тюльпаны однозначно качественнее иностранных. И даже, знаю, недавно к нашим производителям приезжали представители Страны тюльпанов – голландцы, которые хотели понять, как российским цветоводам удалось за короткий срок и с небольшими затратами достичь столь значительных успехов.  


А сопоставим ли уровень мастерства отечественных флористов и их зарубежных коллег?
Существует авторитетное бельгийское издательство, которое ежегодно проводит международный конкурс флористов. Профессиональное независимое жюри отбирает для опубликования 200 лучших работ из многих тысяч присланных. Подтасовать результаты там практически невозможно. И вот в 2010 году 38 работ из 200 были российскими. Примерно одна пятая часть. Очень высокий показатель, по которому с нами могут поспорить только одна или две страны в мире! Это говорит о том, что творческая мысль в российской флористике развивается невиданными темпами.

цветы, бизнес-букет, 8 Марта

Как Ваша компания готовится к Международному женскому дню? Как определяете, сколько цветов и каких видов нужно будет закупить к предстоящему празднику?
Раньше существовала такая должность – товаровед; сейчас она называется «менеджер по закупкам». Так вот, уже с конца ноября прошлого года наши менеджеры ездят по международным выставкам и выбирают подходящую упаковку и сувенирную продукцию, для того чтобы к 8 Марта и Дню святого Валентина (мы объединяем подготовку к этим двум профильным для нас праздникам) иметь возможность предоставить заказчикам полный спектр услуг.
Переговорные звонки от крупных компаний с целью заказа цветов для своих сотрудников к 8 Марта начались сразу по окончании новогодних праздников, и их количество продолжает расти. Причем для каждой компании мы разрабатываем абсолютно индивидуальное предложение, с учетом ее потребностей и возможностей.
Что касается розничного направления, то там заказ формируется исходя из анализа предыдущих двух лет продаж: идет глубокая мерчандайзинговая проработка по количеству и составу, рассматривается, какая цветовая палитра была наиболее востребована…
С видами же цветов угадать практически невозможно. В одном году бывают наиболее востребованы ирисы, в другом – тюльпаны и т.д. Обычно мы стараемся заказать 70 - 80 процентов наиболее популярных в последнее время видов цветов, дополнив ассортимент новинками или какими-то необычными для текущего времени года растениями. К примеру, в настоящее время у нас идут пионы и клематисы. Это достаточно популярные в России цветы в летний период, но зимой – явная диковинка.   
 
Бытует мнение, что, мол, продавцы цветов за праздник 8 Марта получают такую прибыль, что могут потом полгода особо не напрягаться. Так ли это в действительности? Насколько ярко выражена сезонность в цветочном бизнесе?
Лет 10 - 15 назад это действительно было так. Торговцы цветами в палатках, точках действительно могли совершенно спокойно заработать на машину или даже квартиру за один только этот праздник. Но в то время рынок еще не был легализован, только создавался…
Наша же компания всегда стремилась к легализации всех своих отношений с государством. Мы никогда не ввозили цветы, если не имели к ним всей необходимой документации. Предпочитаем не нарушать закон.
В отличие от уличных торговцев,  в салонах, подобных нашему, работают профессионалы, которые имеют высшее образование по флористике. Хотя профессия эта в России и не утверждена, наши сотрудники имеют дипломы международного образца, получают возможность повышения квалификации. Быть может, имеют несколько меньший доход, чем «палаточники», но много выигрывают в плане специализации. И, при условии владения иностранным языком, наши специалисты вполне смогут работать и за рубежом.
Ярко выраженной сезонности на цветочном рынке нет. У людей постоянно происходят какие-то события – и радостные, и печальные (день рождения, смерть близкого человека, юбилей компании и т.д.), – и цветы востребованы всегда.

На сколько примерно процентов вырастает цена «восьмомартовского» букета? От каких факторов это зависит?
Я не могу раскрыть коммерческую тайну, какой у нас идет процент наценки на товар, но могу дать полную гарантию того, что на 8 Марта он абсолютно не изменяется. Но стоимость букета действительно вырастает в среднем на 30 процентов. Причем это, к сожалению, зависит не от нас. Мы бы с удовольствием фиксировали цены.
Дело в том, что  8 Марта является международным праздником, и – пусть не с таким размахом, как в России, – его достаточно широко отмечают во Франции, Великобритании и многих других европейских странах. Закупка на цветочном аукционе в этот период идет баснословная, и все производители, естественно, стараются как можно больше заработать, поднимая цены на свой товар. 

В сфере B2B можно выделить несколько основных видов коммуникации, в которых букет выступает в качестве делового подарка: когда цветы дарятся коллеге по работе, боссу, партнерам по бизнесу, VIP-клиентам или преподносятся сотруднику от лица компании. Существуют ли специальные рекомендации, какой букет лучше всего подойдет в том или ином случае?
Для этого разработаны определенные цветовые политики. Как я уже упоминала, в нашей компании работают хорошие специалисты. Они прекрасно разбираются в области психологии цвета. Знают, как с ним работать и какие чувства можно выразить. Ведь по отношению к разным людям человек способен испытывать самые разные эмоции: любовь, дружбу, симпатию. Между людьми существует определенная степень взаимоотношений – от сугубо деловых до партнерских или личных. Все это необходимо учитывать при выборе тонов, которые должны преобладать в букете.

цветы, бизнес-букет, 8 Марта
Главное, мы в любом случае стараемся сочетать в нем цвета, выражающие положительные эмоции. Иногда даже не заказываем для продажи какие-то острые, колючие виды цветов, которые могут нести негатив. Считаю, миру всегда лучше дарить только красоту.
Теплые чувства, как правило, выражаются подобными же тонами. Для друзей, к примеру, можно подобрать композицию в солнечной, желтой гамме, а также бело-желтой или желто-оранжевой. Для элегантной бизнес-леди удачным вариантом подарка может стать букет в холодно-розовой расцветке. Розовый цвет, с одной стороны, выразит ее женственность и нежность. С другой стороны, строгие, холодные тона не допустят двусмысленности в отношениях, сохранят определенную дистанцию.

Что нужно клиенту знать перед походом в салон?
К сожалению, большинство людей не представляют, как правильно выбирать подарки. И это касается не только цветов. Зачастую мы дарим друг другу абсолютно ненужные вещи. Чтобы этого избежать, нужна помощь профессионала. И чем больше и честнее клиент расскажет о человеке, которому предназначен букет, и об их взаимоотношениях, тем более точно специалист сможет, как говорится,  «попасть в подарок».
Также заказчику желательно знать некоторые индивидуальные особенности и предпочтения одариваемого. Ведь у него может быть ярко выраженная аллергия на какой-нибудь аромат. Или, допустим, он испытывает неприязнь к определенному растению. А может быть, наоборот, обожает тот или иной цветок. Если человек, к примеру, увлекается дайвингом, то можно поразить его, сделав букет с морской тематикой…

Всегда ли бизнес-букет должен быть персонифицирован?
Этикет в этом плане дает однозначную рекомендацию: любой (и не обязательно деловой!) подарок должен содержать информацию о дарителе. И неважно, будет это букет, коробка конфет или сувенир. По официальному международному этикету в данном случае принято вкладывать в цветы визитку либо специальную мини-открытку, в которой написано, от кого поступил подарок.

Вячеслав Логачев

Фото предоставлены ГК «Бизнес-Букет»