Телефон: +7 (495) 234-74-94

Сувенирная отрасль

Елена Колбатова («ЗНАКПРЕСС»): «Лихорадка экономии постепенно улеглась»

Можно долго рассуждать о том, продолжается ли кризис, идет на спад или уже закончился – реальная ситуация на рынке от этого вряд ли сильно изменится. Как в пословице: «Сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет». Поэтому, чтобы выяснить объективное положение дел, а стало быть и ближайшие перспективы определенной отрасли, – необходимо говорить более предметно, пытаться отслеживать тенденции на примерах работы конкретных компаний.

 

В одном из прошлых номеров «Сувенирки» мы начали разговор с представителями полиграфических компаний о насущных проблемах отрасли, новых принципах работы с клиентами, диктуемых изменившимися реалиями, о том, какие уроки следует извлечь из кризиса и многом другом.
В продолжение затронутой темы мы решили побеседовать с начальником Коммерческого отдела типографии «ЗнакПресс» (ЗАО «Корпорация ЗНАК») Еленой Колбатовой.

На недавно прошедшей в ЦДХ выставке «Дизайн и Реклама 2010» типография «ЗнакПресс» особый упор сделала на представление услуг по срочной печати горящих тиражей. С чем это связано?
Наша типография – «ЗнакПресс» – работает на московском рынке с 2001 года. За это время мы сформировали очень эффективное производство и команду настоящих профессионалов. Поэтому мы можем оперативно реагировать на изменения рынка и требований клиентов.
В последнее время, в связи с мировым финансовым кризисом, многие заказчики перешли от печати больших тиражей на средние и малые. Теперь те же буклеты и листовки изготавливаются четко под определенное мероприятие. Потому что рекламное предложение, разработанное для акции, гораздо эффективнее, чем общая информация о продукте или услуге. Спецпредложения, как правило, готовятся в сжатые сроки, тираж и макет утверждаются в последний момент, а на изготовление макета и печать остаются считанные дни. Специально для таких заказчиков мы и подготовили наше предложение – «Срочная печать горящих тиражей!».
Сразу хочу отметить, что речь идет именно об офсетной печати. Мы не можем конкурировать с цифровыми типографиями по скорости печати, зато опираемся на офсетное качество и предлагаем максимально сжатые для «офсета» сроки. 
Увеличение скорости печати достигается за счет нескольких факторов:
1. Слаженная работа отдела продаж – нам помогает автоматизированная расчетная программа, в офисе всегда есть дежурный менеджер и т. д.
2. Расположение офисных и производственных служб типографии в одном здании – отдел допечатной подготовки, печатный цех, отделочный и трафаретный цеха, офис.
3. Грамотно подобранное оборудование типографии, что позволяет даже большой тираж отпечатать в одну смену и произвести отделку.
4. На складе существует оперативный запас часто используемых видов бумаги. Это позволяет разместить заказ в производство даже вечером в пятницу.
5. Оперативная работа собственного парка автомобилей, что обеспечивает быструю доставку готового тиража заказчику.

Число сувенирных компаний на специализированных выставках с начала года неуклонно уменьшалось, а вот большинство типографий, на взгляд со стороны, продолжали экспонироваться в прежнем объеме. Значит ли это, что полиграфистов кризис затронул в меньшей степени, чем сувенирщиков?
Печатная продукция просто более востребована, чем сувениры. Рекламная полиграфия напрямую способствует продажам товаров и услуг заказчиков. И работает четко на целевую аудиторию. Например, те же листовки «спецпредложение» распространяются среди потенциальных потребителей и, соответственно, процент «попаданий» выше, чем через сувенирную продукцию.
Скажем так – наша продукция в кризисный период помогает заказчикам выживать и не терять объемы, является «товаром первой необходимости», а сувенирная – это уже «предмет роскоши».

В прошлом году ваша типография разработала для заказчиков специальные антикризисные предложения. В чем они заключались? Пользовались ли популярностью у клиентов? Насколько оказались эффективны?
Мы разработали предложение по печати листовой продукции на сборных спусках. Заказчику получается значительно выгоднее изготавливать листовки небольшими партиями, например, строго для мероприятия. Поэтому мы подбираем тиражи однотипных изделий нескольких заказчиков так, чтобы совпадали сроки, тип бумаги и другие технические параметры. В результате стоимость подготовительных работ разделяется между всеми, что позволяет существенно сэкономить. Ведь уже не нужно платить всю сумму за так называемую «приладку» – настройку печатной машины.
Это спецпредложение пользовалось очень большой популярностью и позволило дозагрузить рентабельными листовыми работами нашу печатную машину А2+ формата, которая, в общем-то, не предназначена для печати «коротких» тиражей. Кроме того, мы существенно расширили нашу клиентскую базу: очень многие компании, искавшие нового подрядчика, решили поработать с нами на небольшом тираже и, впоследствии, разместили на наше производство более существенные объемы.

В кризис отечественный рекламный рынок просел особенно сильно. Наверняка сократились и заказы рекламной полиграфии. Какие ее виды более всего пострадали. Из-за чего?
каталогЗаказы рекламной полиграфии действительно сократились. Пострадала, в основном, имиджевая продукция (дорогие каталоги, календари и др.). Сократился объем корпоративных газет, бланочной продукции, перестали печатать поздравительные открытки для сотрудников.
Очень показателен этот новогодний сезон по печати календарей. Обычно у нас заказывали комплект календарной продукции: дизайнерский настенный календарь формата А2 или А3, настольный перекидной календарь-домик, квартальный календарь и, по привычке, тираж карманных календарей. В этом году большинство заказчиков выбрали настенный или квартальный календарь. А от тиражей настольных «домиков» и карманных календарей вообще отказались. Ведь сами по себе эти продукты не являются солидным подарком, а бюджет от заказа «отъедают». Большинство предпочло качественно упаковать большие календари или сделать дополнительную отделку на них, чем «распылять бюджет» на несколько видов продукции.

Какая вообще печатная продукция наиболее востребована в данный момент у отечественнх заказчиков, а какую стали заказывать меньше?
Сейчас более востребована простая продукция: листовки, лифлеты, брошюры на скобе. Прошли времена, когда в обычном прайс-листе старались использовать максимум отделки: ламинацию, выборочную УФ-лакировку, тиснение и т. д. Сейчас полиграфическую продукцию  заказывают «для работы», а не «для красоты».
Скорее всего, это происходит от того, что у специалистов рекламных отделов накопился определенный опыт. А во-вторых, у руководителей сформировалось понимание «как продавать и вести презентацию услуг и товаров». Ну и, в-третьих, в условиях экономии рекламных бюджетов стало выгоднее напечатать лишнюю тысячу тиража каталогов, чем сделать тиснение логотипа на обложке.

В наше непростое время особую роль для успешного ведения бизнеса играют конкурентные преимущества той или иной компании. Какой, на Ваш взгляд, должна быть идеальная типография? Какие достижения в этом отношении есть у вас, а над чем, возможно, еще предстоит поработать?
календарьВсе службы (офис и производство) в идеальной типографии должны располагаться на единой площадке. Это существенно экономит время и снижает ошибки при производстве продукции. Кроме того, важно максимально автоматизировать работу компании. Необходимо серьезное программное обеспечение для создания единой цепочки всех этапов производства: от приема и расчета стоимости будущей продукции, до передачи готового тиража на склад заказчика. Как раз над этим мы сейчас и работаем – подбираем вариант программного обеспечения для работы с заказами. 
В идеальной типографии должно планово обслуживаться и обновляться оборудование, регулярно внедряться передовые технологии. Это влияет на себестоимость и качество продукции. Например, у нас в ближайшее время планируется переоснащение участка послепечатной отделки.
Нельзя забывать и о кадровой политике. В идеальной типографии должны работать только профессионалы. Вот к этому мы и стремимся. Растим собственные кадры: проводим тренинги для отдела продаж, обучаем операторов оборудования на производстве.

Какие тенденции в настоящее время можно проследить в полиграфической отрасли: идет ли глобализация – процесс поглощения мелких компаний более крупными – или, может быть наоборот, по одиночке выжить легче?
По себе мы видим, что процесс идет в сторону расширения портфеля услуг. Мы, например, активно развиваем направление рекламных сувениров. Очень часто бывает так, что изначально клиент приходит в типографию печататься, а потом, видя, что может в одном месте заказать еще и сувенирную продукцию, делает комплексный заказ.

На чем заказчики в основном предпочитали экономить в кризис: на общем объеме тиража, особых видах отделки, использовании более дешевой бумаги, чем-то другом?.. На Ваш взгляд, где клиент действительно может при необходимости сэкономить, а чем поступаться не стоит?
В самом начале кризиса заказчики пытались экономить на всем: снижали тиражи, печатали их на более тонкой бумаге, переходили от полноцветной печати к двухкрасочной и т.д. Сейчас эта «лихорадка экономии» постепенно улеглась, и все возвращается на круги своя.
На мой взгляд, экономить нельзя на качестве. Можно уменьшить формат изделия, можно перейти на печать пантонами вместо полноцвета, не ламинировать обложки. Но конечное изделие должно быть читаемым, аккуратно сфальцованным и порезанным, чтобы достойно представлять компанию.

От некоторых специалистов я слышал парадоксальную вещь: за последнее время качество печати многих отечественных типографий упало. Хотя по идее все должно быть наоборот – при возросшей конкуренции компании обязаны повышать уровень своей работы.
В своем стремлении «оптимизировать расходы» для получения большего количества заказов многие зашли слишком далеко – стали закупать дешевые некачественные расходные материалы. Бумагу с отслаивающимся мелованным слоем, который «пылит» в машине, дает большое количество «марашек» и не позволяет выкатывать плашки. Краски с несбалансированным химическим составом, из-за чего снижается насыщенность цвета, и изображение становится «менее сочным». Сверхчувствительные офсетные пластины, дающие при экспонировании большой процент брака и т. д.
Из-за этой «экономии» на материалах ухудшается состояние оборудования. А из-за откровенного демпинга при получении тиражей у типографий не остается свободных средств на обслуживание и обновление своего парка. Соответственно, снижается выработка и качество.

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, любой проект должен постоянно находиться в движении, развиваться. Насколько успешно это удается вашей компании, и в каком направлении планируете двигаться дальше?
Мы стараемся не стоять на месте. Большие усилия вкладываются в развитие и дооснащение производства, в обучение персонала, в продвижение типографии ЗнакПресс.

выставка
Для своих заказчиков мы регулярно предлагаем новые услуги, например, офсетная цветопроба, «заказчик на производстве», сборные спуски, активно развиваем собственную календарную программу. Это дает хороший толчок в развитии нашего производства.
В дальнейшем мы будем стараться также оперативно реагировать на настроения полиграфического рынка, и предлагать нашим заказчикам услуги, которые могут значительно облегчить процесс заказа печатной продукции, и помочь сократить расходы на рекламную полиграфию.

Беседовал: Вячеслав Логачев

Фото предоставлены типографией «ЗнакПресс»



Обратная связь

Нам интересно Ваше мнение о материале.
Будем признательны, если Вы поделитесь им с нами.