Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Авторетейл набирает обороты

 

Во всем мире работать с представителями автомобильного ретейла не только выгодно, но и престижно. Это в полной мере относится и к отечественному рекламному рынку, в том числе к операторам ООН и производителям вывесок и рекламного оформления.

 

 

Экономисты отмечают, что уровень развития автомобилестроения в стране является одним из важных показателей ее технологичности. Примерно так же можно сказать и о производителях визуальных коммуникаций и оформления - работа с автосалонами является престижной и выгодной, показывает высокий профессиональный уровень компании.

 

Кроме того, что очень важно, у крупного бренда - если продемонстрировать хорошее качество работ - можно получить постоянный заказ на оформление салонов сети. А это дает множество преимуществ: не считая прямой выгоды, могут появиться дополнительное время, растрачиваемое до этого на работу с мелкими заказами и на их поиск, открыться возможности для расширения производства и штата сотрудников...

 

И все это хорошо! Если не произойдет какого-либо форс-мажора. Которым может стать, к примеру, снижение доходов от продаж автомобилей, изменение политики компании в отношении расширения сети салонов и многое другое, что отменит планы и заказчика, и, как ни печально, подрядчика...

 

Поэтому, хоть всего предусмотреть и невозможно, но "держать руку на пульсе", производителям визуальных коммуникаций, работающим с представителями автомобильной сферы, необходимо. 

 

А между тем в последние несколько лет ситуация с продажами автомобилей в России складывалась, мягко говоря, не очень. Объем рынка постоянно сокращался. По итогам прошлого года число автосалонов уменьшилось на 8% (300 точек) и всего по стране составило около 3,5 тыс.

 

К счастью, в этом году неприятная тенденция, когда место автоцентров, терпящих убытки, постепенно занимали продуктовые супермаркеты и т.д., пусть по чуть-чуть, но начала меняться к лучшему.

 

Число автосалонов в России начало расти впервые с 2014 года. За первое полугодие 2017 года в России общее число дилерских центров увеличилось на 17 салонов, достигнув 3530 точек: было открыто 206 новых салонов, а закрыто - 189. По мнению специалистов, росту числа дилерских центров способствовало восстановление рынка в первом полугодии.

 

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), новые автосалоны открывают преимущественно массовые бренды. Премиальный сегмент требует гораздо больше инвестиций, а продажи идут не так хорошо, как в массовом сегменте. В лидерах Центральный федеральный округ (открылось 64 центра, закрылось 50) и Южный федеральный округ (открылось 25 и закрылось 19 центров). На 15 июля общее число автосалонов составило 3530 шт.

 

Сокращение дилерской сети продолжалось три года подряд:  с 2014 года рынок потерял 750 автосалонов, уменьшившись с 4100 до 3513 центров. Основное закрытие пришлось на 2015 - 2016 годы, только за эти два года закрылось около 500 предприятий. Еще в январе 2017 года в РОАД считали, что по итогам года могут закрыться еще 150 центров. Но теперь, после наметившегося восстановления рынка, там прогнозируют увеличение дилерской сети на 30 - 40 новых салонов к концу 2017 года.

 

Соответственно, если тенденция продолжится, то производители вывесок и рекламного оформления могут рассчитывать, что число заказов от автосалонов и сервисных центров популярных брендов хотя бы не будет сокращаться и далее. А ведь проекты эти, как правило, амбициозны, масштабны и креативны...

 

Если говорить о рынке ООН РФ, то его игроков, конечно, больше интересует статистика продаж авто и прибыль компаний, представляющих автомобильную сферу. Если ситуация и далее будет складываться благоприятно, то вполне можно рассчитывать и на увеличение их рекламных бюджетов.

 

Пока же стоит отметить, что, по данным агентства «Автостат», объем выручки от продажи новых легковых автомобилей в России в январе - сентябре 2017 года вырос на 13%. За этот период на российском рынке было реализовано 1,05 млн легковых автомобилей, что на 10,7% больше, чем за 9 месяцев 2016 года (945,6 тыс. шт.). Средневзвешенная цена за отчетный период выросла на 2,3% и достигла 1,3 млн руб. «Автостат» прогнозирует, что суммарный объем выручки от продажи новых легковых автомобилей в России по итогам года может составить порядка 2 трлн руб.

 

Рост отечественного автомобильного рынка от 7 до11% прогнозирует по итогам 2017 года и компания PwC. По ее данным, впервые за четыре года российский автомобильный рынок показал рост в 7% в первом полугодии 2017 года.

 

В базовом сценарии прогноза PwC продажи новых легковых автомобилей в 2017 году могут вырасти на 7% до 1,4 млн. По оптимистическому сценарию прогнозируется увеличение продаж до 1,5 млн (рост в 11%).

 

Однако, как ни странно, в росте объема отечественного рынка авторетейла может крыться и обратная тенденция, неприятная для тех, кто занимается размещением визуальной рекламы. Анализ ситуации показывает, что улучшение ситуации в той или иной сфере далеко не всегда влечет за собой увеличение расходов на рекламу.

 

В этой связи нас, конечно же, интересует динамика затрат на ООН, которую демонстрируют представители товарной категории "Автомобили, сервис". По данным агентства "ЭСПАР-Аналитик", картина выглядит далеко не однозначно.

 

Так, самые высокие с января прошлого года затраты на наружную рекламу были в далеко не самом благополучном для отечественного авторынка апреле 2016-го - за этот месяц совокупный объем затрат представителей этой сферы на ООН составил 334 млн руб. И в то же время в январе 2017 года, когда российский авторетейл пошел в рост, его игроки выделили на наружку жалкие 129 млн руб. (В два с лишним раза меньше, чем в апреле 2016-го, и на 31 млн руб. меньше, чем в тот же январь 2016 года!)  

 

Радует то, что динамика является положительной: начиная с января каждый месяц объем средств, затрачиваемых представителями категории на ООН в 2017 году, продолжал расти - 129 млн руб., 178, 182, 202, 213 и, наконец, 218 млн руб. в июне. Однако большинство месяцев прошлого года были для операторов наружной рекламы гораздо удачнее в этом отношении. Более половины из них намного превысили планку в 200 млн руб., и, по сути, сравнительно провальным был только декабрь, показавший рекордно низкие 146 млн руб.

 

Что ж, остается надеяться, что за оставшийся период участники категории "Автомобили, сервис" все же сумеют поднапрячься и подкрепить успехи в экономической сфере увеличением бюджетов на наружную рекламу.

 

Лидером в этом отношении, по подсчетам "ЭСПАР-Аналитик", за первое полугодие текущего года является компания KIA Motors, потратившая на ООН в России 67 млн руб., что составило 5,7% от общей доли всех рекламодателей этой категории. На втором месте расположился Volkswagen, всего 4 млн руб. "уступивший" конкуренту и занявший 5,4% объема в своем сегменте ООН. Третий из рекламодателей категории "Автомобили, сервис" по затратам на наружную рекламу в нашей стране является Mitsubishi Motors, выделивший бюджет в 50 млн руб. и доля которого составила 4,3%.

 

Остальные заказчики ООН в данной категории, входящие в топ-15, выделили на наружную рекламу за первые 6 месяцев этого года относительно сопоставимые суммы: Mazda - 37 млн руб., FORD - 35 млн руб., TOYOTA - 31 млн руб., HYUNDAI - 31 млн руб., RENAULT - 27 млн руб., UBER - 24 млн руб. и т.д.

 

В общей сложности, сообщает "ЭСПАР-Аналитик", топ-15 рекламодателей категории "Автомобили, сервис" потратили в первом полугодии на наружную рекламу 495 млн руб, что составило 42,3% от общего объема. На долю остальных заказчиков ООН РФ, соответственно, пришлось 57,7% рынка и 676 млн руб. израсходованных средств.

 

Совокупный денежный объем, который представители автосферы затратили на отечественную ООН с января по июнь 2017 года, составил 1 171 млн руб.

 

                                                                    ***

 

Подводя итог, остается сказать, что многие эксперты отмечают, что сценарии развития ситуации на отечественных рынках, в том числе и автомобильном, по-прежнему сильно зависят от таких факторов, как цена на нефть и уровень потребительской и предпринимательской уверенности. Соответственно, на внезапный неимоверный рост авторетейла производителям и операторам наружки рассчитывать все-таки не стоит.

 

Вячеслав Логачев