Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Отечественный авторетейл восстанавливает свои позиции

Представители автомобильного ретейла входят в число основных заказчиков наружной рекламы. На работе с ними специализируются многие производители средств визуальных коммуникаций. Соответственно, их бизнес во многом зависит от ситуации в данной сфере. 

 

 

Уровень развития автомобильной промышленности является одним из важных показателей развития высокотехнологичных производств в целом в стране. Так же и для производителей вывесок и средств рекламного оформления - работа с автосалонами является престижной и выгодной, показывает высокий профессиональный уровень компании.

 

Проекты по оформлению автосалонов и сервисных центров популярных брендов, как правило, амбициозны, масштабны и креативны. Большой объем работ, высокие требования к их качеству и, соответственно, к мастерству исполнителей продажи - все это требует серьезных вложений от заказчика. Однако в последние четыре года продажи автомобилей в России продолжают снижаться. Из-за этого сокращается и число автодилеров. По итогам прошлого года число салонов сократилось еще на 8% (300 точек) и всего в стране составило около 3,5 тыс.

 

Хотя большинство экспертов и прогнозируют в текущем году рост продаж авто на 5 - 10%, в России могут закрыться еще 150 дилерских центров, считает президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев. Стоит отметить, что на начало 2014 года в стране работали около 4,1 тыс. центров.

 

Все это не могло не сказаться на объеме заказов по рекламному оформлению новых точек по торговле автомобилями, которые значительно снизились. Сокращение дилерских сетей брендов, отмечают специалисты, в целом коррелирует с их годовыми продажами.

 

Однако большинство популярных брендов при выбытии одних дилеров открывали центры в других регионах или, закрывая монобрендовые центры, начинали работу с более устойчивыми мультибрендовыми холдингами. Таким образом, заказы по переоформлению отчасти компенсировали производителям наружки сокращение проектов по оформлению новых точек.

 

Более всего дилерская сеть сократилась у Suzuki (по данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2016 год продажи упали на 31%, до 4,5 тыс. машин), PSA Peugeot Citroen (падение на 34%, до 7,4 тыс. машин) и Chrysler (продано лишь 30 машин, спад на 30%). Большое выбытие дилеров было у АвтоВАЗа, но оно было компенсировано открытием новых центров.

 

По данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", в январе 2017 года в России в общей сложности насчитывается около 3500 официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей.

 

Рейтинг дилерских сетей в России:

Бренд

на 01.2017

на 01.2016

1

LADA

327

320

2

УАЗ

182

165

3

KIA

174

166

4

Renault

170

173

5

Hyundai

163

155

6

GM-AVTOVAZ

154

 

7

Lifan

148

 

8

Nissan

143

146

9

Skoda

128

130

10

Volkswagen

121

131

Примечание: учитывались только официальные дилерские центры по продаже и обслуживанию легковых автомобилей на территории РФ (за исключением сервисных центров).

 

По итогам 2016 года самыми развивающими брендами стали: узбекский Ravon (+28 автосалонов, или в 2,5 раза), отечественный УАЗ (+17), Hyundai и KIA (+8).

 

Еще одним важным показателем ситуации на рынке авторетейла служит готовность представителей этой сферы вкладывать средства в рекламу и продвижение своей продукции. Консалтинговая компания Agency Assessments International (AAI) при поддержке Between Exchange подготовила отчет о динамике настроений в маркетинговой среде в 2016 - 2017 годах. Большое количество респондентов отметили сокращение бюджетов на маркетинг в таких категориях, как "Автодилеры" и "Автопроизводители".

 

Так, среди автодилеров расходы на маркетинг не изменились у 22% компаний, повысили их - 33% респондентов, а уменьшили - 44%. В то же время автопроизводители оставили неизменными свои маркетинговые бюджеты в 25% случаев, увеличили их - 19%, а уменьшили - 56%.

 

Впрочем, эти цифры можно трактовать и в пользу того, что треть автодилеров, несмотря на невысокий уровень продаж, по-прежнему готовы вкладывать средства в рекламу и, таким образом, приносить дополнительные заказы производителям наружки.

Полного восстановления российского авторынка эксперты ждут к 2020 году, когда уровень продаж вырастет до 2,2 млн машин. Этому будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки. Аналитики полагают, что отрасль выйдет на устойчивый рост, в частности, за счет сохранения планов большинства иностранных автоконцернов по развитию в России, а также при сохранении господдержки.

 

Пока же, в условиях экономической нестабильности, российские автодилеры пытаются найти новые форматы продаж - через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф". "Фаворит Моторс" уже потратила 55 млн руб. на переход к новой технологической модели продаж и за первые две недели работы превысила плановую выручку на 15%, переделав 19 дилерских центров под формат с отсутствием традиционного продавца и со специальными терминалами.

 

Данная тенденция могла бы негативно сказаться на числе заказов по оформлению точек продаж, однако эксперты оценивают перспективы онлайн-торговли осторожно: лимитов по картам может не хватать для приобретения машины, а массовые покупатели вряд ли готовы покупать автомобиль без консультации в дилерском центре.

 

Об особенностях работы с заказчиками из сферы автомобильного ретейла мы побеседовали с директором рекламной группы "Продвижение" (г. Барнаул) Сергеем Витальевичем Белоусовым:

 

Насколько активное поведение в плане переоборудования своих торговых точек демонстрировали в прошлом году заказчики вывесок и рекламного оформления, представляющие сферу авторетейла, по сравнению с клиентами других категорий? Росло ли число заказов от них, прогнозируете ли их увеличение в наступившем году?

 

- Активность была незначительная, в сравнении с заказчиками из других сфер бизнеса. Но некоторый рост по сравнению с 2015 годом все же чувствовался. Видно, что авторетейл только начал восстанавливаться после кризиса. На барнаульских автодилерах кризис сказался заметно - за прошлый год закрылось несколько крупных автосалонов. В этом году ожидаем прирост заказов со стороны компаний авторетейла, будем активно над этим работать. К тому же активизировались дилеры отечественного автопрома - политика импортозамещения работает.

 

Есть ли какая-либо особая специфика в рекламном оформлении автосалонов в отличие от, скажем, магазинов или кафе?

 

- Специфика, несомненно, имеется и заключается она в наличии брендбуков, где четко прописаны все технические задания по изготовлению всех рекламных конструкций. И оформление автосалонов, как правило, состоит не только в изготовлении вывесок и фасадных конструкций, но еще и       стел и многочисленных интерьерных элементов.

 

В последние годы многие категории заказчиков наружной рекламы стали экономить на рекламном оформлении: выбирать более дешевые варианты, отказываться от креатива и оригинальных дорогостоящих проектов. Изменилось ли в этом отношении, по вашим наблюдениям, поведение заказчиков из категории авторетейла?

 

- На рекламе стали сильно экономить, бюджеты у всех сжались. Но, так как почти все местные автосалоны работают по франшизе, требования брендбуков они стараются выполнять. Цену же стремятся снизить на торгах с производителями рекламных конструкций на этапе согласования стоимости проекта.

 

Часто ли заказчики из данной категории предъявляют особые требования к качеству выполнения работ, срокам их проведения? Есть ли у них какие-то особые предпочтения по части определенных материалов или технологий?

 

- Предъявляются высокие, а иногда и строгие требования к качеству изготавливаемой продукции, зачастую ставят жесткие сроки. Предпочтения относятся к тем технологиям и материалам, которые описаны в брендбуке и руководстве по фирменному стилю. Какие-то общие предпочтения выделить сложно - все очень индивидуально.

 

Как правило, автопроизводители разрабатывают единый стандарт для оформления своих точек внутри сети. Это упрощает и удешевляет работу производителям наружной рекламы или, напротив, создает определенные сложности? Возможны ли какие-либо допуски, варианты при исполнении работ?

 

- Четкость прописанных стандартов в брендбуке упрощает работу. Но зачастую эти стандарты разрабатываются фирмами из европейской части страны либо же вообще иностранными компаниями. В связи с этим в них могут присутствовать материалы, которые сложно найти у местных поставщиков. При заказе и расчете изготовления рекламы из таких материалов увеличивается бюджет и сложность проекта. Однако местные представители авторетейла не всегда готовы идти на такие затраты, поэтому приходится искать компромисс в технологическом решении, максимально приближая его к требованиям брендбука.

 

По опыту работы вашей компании, есть ли у сетей автосалонов стремление налаживать долгосрочное сотрудничество с конкретными компаниями - производителями наружки? Насколько часто поступают заказы по выполнению единоразовых проектов? От каких факторов это зависит?

 

- С одним подрядчиком работать, безусловно, удобнее, в том плане, что все элементы оформления автосалона изготавливаются в одной компании. Так, к примеру, наша компания предлагает комплексное оформление, выполняет требования брендбука, выдерживает все необходимые сроки и осуществляет гарантийное и постгарантийное обслуживание. Также мы имеем возможность осуществлять монтаж рекламных конструкций в разных регионах страны. Считаю, что вышеперечисленные факторы и являются залогом налаживания долгосрочных отношений. 

 

После затяжного спада отечественный рынок наружной рекламы показал определенный рост в прошлом году. Насколько быстро, по Вашему мнению, будет происходить его восстановление? От чего это будет зависеть?

 

- В будущее смотрим с оптимизмом и считаем, что дальше рынок будет только расти. Ведь после спада всегда случается подъем. Также не стоит забывать про эффект "отложенного спроса". Открываются новые торговые центры, появляются новые для нашего города компании, предприниматели развивают новые сферы бизнеса. Чаще стали появляться нестандартные, даже нетипичные проекты. Рынок наружной рекламы восстанавливается и становится другим, по многим факторам не похожим на тот, что был до кризиса.       

                                                                    ***

Подводя итог, стоит сказать, что представители автомобильного ретейла по-прежнему остаются в числе желанных клиентов для производителей визуальных коммуникаций и осуществление оригинальных амбициозных проектов продолжится несмотря на все трудности.

 



Обратная связь

Нам интересно Ваше мнение о материале.
Будем признательны, если Вы поделитесь им с нами.