Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

СТРОИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ УХОДИТ В ПРОШЛОЕ. СРО В РЕКЛАМЕ

С 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства переходит на саморегулирование. В связи с этим действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается. Попробуем разобраться, каким образом это может отразиться на рынке наружной рекламы и непосредственно на деятельности рекламно-производственных компаний, а значит и на порядке работы с заказчиками услуг данного рода деятельности.

Любая вывеска как неотъемлемая часть здания или же отдельно стоящая конструкция представляют собой сложное технологическое решение, поэтому, как правило, требуют привлечения высококвалифицированных специалистов, начиная от дизайна и разработки проекта до монтажа конструкции. Эта сфера деятельности тесно переплетается со строительными услугами, которые до последнего времени регулировались федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Поэтому неудивительно, что наряду с дипломами и благодарственными письмами на стенах или информационных досках в офисах наружника в рамках располагались лицензии на осуществление той или иной деятельности из строительной области.
С 1 января 2010 года на смену этим лицензиям придут свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые будет выдавать своим членам саморегулируемая организация (СРО). Таким образом, вопросы безопасности в этой области государство перевело в ведение сертифицированных общественных организаций, деятельность которых регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (см. краткие выдержки на стр. ).

Влияние строительных СРО в рекламе

Градостроительным кодексом РФ предусмотрено три вида саморегулируемых организаций, каждая из которых имеет право осуществлять деятельность только в одной сфере: в строительстве, проектировании либо в сфере инженерных изысканий. Совмещение - невозможно. Таким образом, перед участниками рынка открывается «перспектива» участия в нескольких СРО. Отметим сразу, что членство в этих организациях потребует существенных финансовых затрат, что особенно обременительно в текущие непростые времена.
Однако, что касается рекламно-производственных фирм, то формально на текущий момент они могут не вступать в СРО и с 2010 года работать без лицензий. Исключения составляют те производители наружной рекламы, которые специализируются на масштабных конструкциях, содержащих в себе признаки капитального строительства. В частности, в Москве, данные виды конструкций прописаны в «Правилах установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве» (Постановление № 908) в разделе «Технические требования к объектам наружной рекламы и информации», которые никто не отменял. В соответствии с этим Постановлением к таким объектам наружной рекламы и информации относятся отдельно стоящие объекты наружной рекламы и информации, основания которых требуют специального типа фундамента с глубиной заложения более одного метра (за исключением конструкций «транcпарант-перетяжка») или использования свайного основания, щитовые установки сверхбольшого формата (площадью одной стороны более 18 кв.м) и/или объекты высотой более 12 метров (от земли до крайней верхней точки конструкции), крышные объекты наружной рекламы и информации, площадь которых составляет 5 х 15 м и более, а также другие крупногабаритные отдельно стоящие объемно-пространственные объекты наружной рекламы и информации.
Для особо сложных объектов наружной рекламы и информации проектно-конструкторская документация должна быть предварительно согласована с:
- Отделом подземных сооружений ГУП «Мосгоргеотрест» (для отдельно стоящих объектов наружной рекламы и информации);
- Городской комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям (в случае сложных инженерно-геологических условий для отдельно стоящих объектов наружной рекламы и информации);
- Мосгосэкспертизой.
Очевидно, что без соответствующих допусков на необходимые для осуществления работ на вышеперечисленных объектах, пройти эти согласования невозможно. Не стоит также забывать, что при осуществлении работ в отсутствии необходимых допусков предусмотрены административные санкции.
Помимо  уже обозначенных причин для обязательного участия в СРО, есть и те, которые делают привлекательным вступление в СРО на добровольной основе. Все они вытекают из вышеупомянутого закона «О саморегулируемых организациях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества СРО

Ключевая задача СРО – проводить в жизнь признанные всеми участниками своего сообщества цивилизованные принципы работы, закрепленные в стандартах и правилах СРО, причем гораздо эффективнее, чем это было ранее в рамках госрегулирования, исключая тем самым коррупционную составляющую бизнес-процесса. Они должны предусматривать информационную открытость, затрагивающую права и законные интересы любых лиц - членов СРО. А открытость, как известно, один из главных критериев цивилизованного развития рынка и бояться ее добросовестным участникам не нужно. Это также позволит понять конечному потребителю, с кем он имеет дело, и насколько квалифицированную услугу он может получить у той или иной компании.
Функция контроля, организации мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил СРО, обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями на первый взгляд непривлекательны для индивидуального предпринимателя, но для сохранения и цивилизованного развития рынка наружной рекламы просто необходимы. Как отметил президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы (АМПНР) Роман Пушкин, многие предприниматели могут это расценить как способ загнать свободного человека в тюрьму со строгими рамками, да еще на свои деньги содержать палача и постоянно поддерживать топор заточенным и готовым к работе. Все это потребует от предпринимателей немалого мужества и безусловного осознания своей ответственности за действия своей компании и качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Сейчас предприниматели, к сожалению, рассматривают общественные объединения в качестве инструмента организации акций протеста или возможности наживаться, приблизившись к власти.
Стандарты и правила СРО должны соответствовать правилам деловой этики, предотвращать или разрешать конфликты интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции.
Другими функциями СРО являются: организация профессионального обучения, аттестация и сертификация произведенных товаров (работ, услуг), осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
СРО должна участвовать в обсуждении проектов законов и иных нормативно-правовых актов государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативно-правовых актов. При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в нашем случае Ростехнадзор) должен привлекать СРО к участию в обсуждении проектов законов и нормативно-правовых актов государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования.
СРО наделяется правами от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и/или действия/бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого нарушения. К сожалению, до сих из-за разрозненности участников производственного сегмента рекламного рынка подобного инструмента практически не было. Существующие общественные рекламные структуры нацелены были на решение задач медийного сектора рынка рекламы. Рекламно-производственным фирмам пора уже выходить на новый уровень взаимодействия с властью. Тем более примеры такого взаимодействия уже имеются в Санкт-Петербурге. Так, АМПНР оказала помощь в подготовке предложений по усовершенствованию регламента, регулирующего размещение рекламных конструкций в Санкт-Петербурге касательно постановления 904. Роман Пушкин с удовлетворением отмечает, что ассоциация нашла поддержку и со стороны Общественного Совета по предпринимательству в лице г-на Федорова, и со стороны Комитета по печати. Более того, многие ее предложения были реализованы в постановлении 1621, которое внесло поправки в 904-е.

Время и деньги

Актуальность перехода на саморегулирование очевидна. Но решать этот вопрос в кротчайшие сроки нет острой необходимости, так как отсутствие членства в СРО 1 января 2010 года не ставит крест на профессиональной деятельности рекламно-производственной фирмы. Тем более, что с учетом кризиса сейчас наверное не самый подходящий момент для подобных действий. Однако рыночные условия уже сейчас начинают подталкивать рекламистов к участию в СРО. Крупнейшие транснациональные заказчики, не понаслышке знакомые с саморегулированием, уже включили этот пункт в список требований к своим партнерам по наружному оформлению. Очевидно, что этот фактор будет играть немаловажную роль при участии в тендерах. Ведь фактически с 1 января 2010 года единственным законным документом, подтверждающим уровень квалификации фирмы, будет допуск от СРО.
Финансовая составляющая вопроса о вступлении в СРО на рынке примерно одинаковая: вступительный взнос, ежегодный членский платеж и вклад в компенсационный фонд, размер которого в законодательном порядке устанавливает Градостроительный кодекс РФ. Последний составляет наиболее весомую часть требуемых средств. В том случае, если СРО основана на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, компенсационный фонд должен составлять не менее 500 тысяч рублей на одного члена. Если организацией установлено требование страхования гражданской ответственности ее членов, то фонд должен составлять не менее 150 тысяч рублей на одного члена организации. Для СРО, которые объединяют компании, осуществляющие строительство, компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн рублей на одного члена. Если такой организацией установлено требование  страхования гражданской ответственности ее членов, то компенсационный фонд в этом случае должен составлять не менее 300 тысяч рублей. Таким образом, законодательный акт призван стимулировать страхование в строительной отрасли. И практически в каждой такой структуре используется схема с обязательным страхованием гражданской ответственности.
Однако финансовый вопрос – это далеко не единственное препятствие для вступления в СРО. До последнего времени (середина ноября текущего года) в реестре строительных СРО зарегистрировано 57 организаций по всей России (информация постоянно пополняется на сайте Ростехнадзора). Некоторые из них переполнены и уже не принимают новых членов. В части организаций, ориентированных на крупный строительный бизнес, требования к соискателям настолько высоки, что пока недосягаемы для большинства рекламных фирм (например, соответствие ISO 9001). Специализированных СРО, объединяющих производителей наружной рекламы пока нет, поэтому выбирать необходимо из существующих или же создавать собственные.
Стоит также отметить, что для полноценного осуществления рекламно-производственной деятельности компаниям необходимо вступать в две СРО из трех существующих типов: по строительству и проектированию. Как уже было отмечено выше, совмещение – невозможно. Соответственно, от компании потребуется финансовое участие в двойном объеме, а также профессиональное соответствие по обоим направлениям деятельности.
Минимальная планка, которой должен соответствовать каждый соискатель, прописана в Федеральном законе о СРО, но далеко не для каждой рекламной компании даже эти стартовые требования просты. Например, соискателю надо показать как минимум трех официально оформленных сотрудников с профессиональным профильным образованием, стажем работы не менее трех лет и пройденными курсами повышения квалификации. С одной стороны, эти требования ничем не отличаются от требований органов, ранее лицензировавших строительную деятельность. Однако ранее все обычно ограничивалось документальной проверкой. Сейчас, помимо документальной проверки, представители СРО посещают предприятие и проверяют «вживую» трудовые книжки и дипломы сотрудников, а также проводят выборочные собеседования, чтобы гарантировать точность профессиональной оценки предприятия.
Необходимость вступления в два СРО прокомментировал генеральный директор ООО «Реклама-качество», секретарь Совета по технической безопасности ОНРИ Эдуард Абрамович Мендельсон. По его мнению, целесообразности вступления в СРО по проектированию у производителей рекламы в Москве нет. Данный вид услуг гораздо эффективнее передавать на аутсорсинг специализированным в этой области компаниям. К примеру, данный вид услуг, оказывают аккредитованные Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы организации на проведение технической экспертизы рекламных конструкций. Они обладают достаточным опытом в этой области и профессиональными кадрами, а их статус определяет высокий уровень качества исполнения услуг, в числе которых и услуги по проектированию. Контакты и список данных экспертных организаций представлен на сайте Комитета рекламы www.outdoor-komitet.ru в разделе служба «одного окна». По заверению Эдуарда Абрамовича все эти организации к 1 января 2010 года будут иметь допуски на проектные работы от профильных СРО.

Время неумолимо движется вперед, постепенно меняется мир, меняются и правила игры. Очевидно, что ожидаемые изменения в целом будут позитивны для рынка. Однако, как и все новое, они настораживают участников рынка некоторыми неясностями и, конечно же, тяготят несвоевременностью (в конце 2007 года, когда принимался закон о саморегулируемых организациях, законодатели кризиса еще не ожидали). Отсрочки не будет, ведь это было бы шагом назад, а стоит ли идти в ногу со временем, вступая в СРО, каждый производитель наружной рекламы решит для себя сам.

Екатерина Бобкова

 

Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях". Краткие выдержки.

Статья 3. Саморегулируемые организации
1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", только при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.
4. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.
6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации
1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
3. В соответствии с установленными настоящей статьей основными функциями в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:
2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

Статья 13. Способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами
1. Саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
2) формирование компенсационного фонда.



Обратная связь

Нам интересно Ваше мнение о материале.
Будем признательны, если Вы поделитесь им с нами.