Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

Кризис доверия

Проблема неплатежей и задержек оплаты особенно остро воспринимается в нестабильные времена. В рекламной отрасли неплатежи так же обычны, как и в любой другой. Как же решить эту проблему? Ведь заказчиков рекламы становится меньше и они все более требовательны… Браться ли за любые заказы, пусть даже с оплатой «в перспективе», или проявлять принципиальность?

 

В начале работы над этой статьей мы были уверены, что о неплатежах руководители  будут рассказывать долго, с удовольствием и в деталях. Однако – ничего подобного! Многие просто отказались комментировать эту проблему, некоторые просили не называть компанию, а один эксперт даже сказал в сердцах: «Ну не хочу я об этом говорить! И так несладко, а тут еще неплатежи обсуждать!». Тем не менее, из бесед с рекламистами удалось кое-что узнать и выявить некоторые сегодняшние закономерности.

Рассказывает Алексей Гуров, генеральный директор компании «Акведук реклама»: «Один из основных наших клиентов – это «Макдоналдс». А у этой компании такой принцип – только постоплата, причем за все. Все к этому уже за годы работы компании в России привыкли. Тут хочу отметить один интересный момент – в «Макдональдсе» работало много крупных менеджеров, которые затем могли поменять место работы и уйти в другую сеть. И они «приносили» с собой на новое место работы этот принцип – постоплата всех работ. В результате до кризиса почти все сети хотели так работать. В докризисное время – 70% нашей работы было по постоплате, это требовало огромного количества оборотных средств. Но мы не имели рычагов давления для того, чтобы как-то изменить ситуацию. В начале кризиса мы провели внутрифирменное собрание и решили, что начинаем работать только по предоплате. Было безумно трудно, нескольких клиентов мы все-таки потеряли. Но мы продолжали стоять на своем, и теперь мы работаем по схеме 50-50% или 70-30%. Из компаний, с которыми работаем по постоплате, остался только «Макдональдс», но это наш давний проверенный клиент. Конечно, есть и компании, которые тянут с оплатой. С такими клиентами работать перестаем. Ведь если мы даже подадим в суд и его выиграем, до получения реальных денег от таких неплательщиков может быть очень далеко. А рисковать в наше кризисное время не хочется».

Некоторые другие компании, пожелавшие остаться неназванными, действуют так же – сохраняют возможность постоплаты своих работ, но только в отдельных случаях. Например, при предоставлении серьезных гарантий или в случае, если они давно и хорошо знают клиента. Хотя  даже проверенным партнерам сейчас полностью доверять не стоит. В любом случае, при принятии решения о возможности постоплаты нужно представлять себе (анализируя информацию из надежного источника), как идет бизнес у заказчика, не произошло ли негативных изменений.

Михаил Каныгин, директор компании «Альтима», подчеркивает, что нельзя рисковать добрым именем компании: «Случаи неплатежей начали происходить еще с октября прошлого года. Недобросовестные партнеры-заказчики, особенно из числа рекламных агентств, получили возможность, ссылаясь на кризис, задерживать оплату и совсем отказываться оплачивать работы, выполненные авансом. Количество таких неплатежей в общем объеме составляет примерно 10-15%. Бывают случаи, когда компании-неплательщики проявляют недобросовестность (т.е. объективных причин для задержек оплаты нет), ссылаясь при этом на кризис.  Причем неплательщик пытается извлечь выгоду, смягчив штрафные санкции, прописанные в договоре. К сожалению, в нашей стране судебная система весьма специфична. При обращении в суд, даже при наличии неопровержимых доказательств и признании наших  прав на получение денег, недобросовестный партнер найдет лазейки в законодательстве, которые позволят затягивать судебный процесс и переносить сроки выплат до тех пор, пока реальная стоимость денег, подверженных инфляции, станет абсолютно неэквивалентной стоимости проведенных работ. Конечно, любые задержки, не говоря уже о неплатежах, отрицательно сказываются на работе компании. И в первую очередь возникают проблемы обязательных платежей, в частности, за аренду офиса и производственных платежей. Собственно говоря, активную борьбу с такого рода поведением недобросовестных партнеров с должным экономическим эффектом ведут в основном организации, имеющие соответствующие подразделения, которые занимаются возвратом долгов. Это характерно для банковских структур, выдающих кредиты. И совершенно ясно, что для проведения операций по возврату необходимо иметь в штате масштабный юридический отдел и силовое подразделение, помогающее судебным приставам и исполнителям. Мы же простые производственники. Поэтому стараемся не доводить до возникновения таких проблем. И в ситуациях с недобросовестными партнерами единственное, что мы можем, это свести к минимуму дальнейшие деловые контакты и предостерегать остальные организации, подобные нашей, информируя их об уровне порядочности недобросовестного заказчика. В данной очень сложной экономической ситуации в условиях кризиса неплатежей одной из главных задач, на фоне сохранения жизнеспособности предприятия, требуется сохранить доброе имя нашей фирмы и гарантировать заказчику выполнение взятых на себя обязательств. Только так, максимально добросовестно выполняя в полном объеме взятые на себя обязательства, мы сможем преодолеть "глобальные экономические" трудности».

Бывает, что и партнеры честные, и деньги у них есть, но…Почти все компании сталкиваются и с задержками платежей по вине плохой организации работы. Достаточно одного менеджера-разгильдяя, причем неважно где работающего – у заказчика или исполнителя, и возникает неразбериха. Не вовремя подписанные акты, не сделанный необходимый звонок, не переданная кому-то важная информация – и все, процесс на некоторое время зависает. А если таких горе-менеджеров несколько? Выход один – четкая прозрачная система материальной мотивации менеджеров, ведущих проект – это помогает лучше всего.

К сожалению, финансовый кризис породил не только материальные проблемы. Многие руководители чувствуют постоянную неуверенность. Ни в чем сегодня мы не уверены – ни в будущем свой компании, ни в разумности правительства страны, ни в своих собственных силах. Особенно страшно сейчас доверять кому-то в денежных вопросах. Боятся производители – они рискуют потратить рабочую силу, время, материалы и прогореть. Боятся заказчики – они рискуют деньгами, которые в кризис приобрели особую ценность.

Но надо дальше работать. Понятно, что общего рецепта для решения проблемы неплатежей нет и быть не может. Руководство каждой компании решает этот вопрос по-своему. Общим для всех является желание сохранить свой бизнес и не запятнать репутацию. И будем надеяться, что большинству компаний отрасли удастся это сделать!