Телефон: +7 (495) 234-74-94

Наружная реклама

ГОСТ ВСЕМУ ГОЛОВА?

В последнее время на рынке наружной рекламы для представителей малого и среднего бизнеса сложилась тревожная ситуация, причины которой связаны с истечением срока действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в массовом масштабе. 24 апреля 2012 г. операторы наружной рекламы из 34 городов России отправили открытое письмо Председателю Правительства РФ В.В. Путину, под которым подписалось более 1,8 тысячи сотрудников из 107 организаций из 34 городов России. По их мнению, давление на отрасль за гранью здравого смысла. Они призывают властей обратить внимание на две главные проблемы: ГОСТ Р 52044-2003 и Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» - главный. Своим видением текущего положения дел на рынке наружной рекламы делятся компании из разных городов России.

ПРОБЛЕМА №1. ГОСТ Р 52044-2003

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы» был принят Постановлением  Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. N124-ст (с изменениями от 30 июня 2005 г., 24 марта 2009 г.). Нормы ГОСТа 52044-2003 носят рекомендательный (а не обязательный) характер. В самом ГОСТе на это прямо указано: «С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ». ГОСТ Р 52044-2003 не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 г. № 88, не опубликован в установленном законодательством порядке ни в «Российской газете», ни в Бюллетене нормативных актов Росстандарта. Кроме того, согласно разъяснительному письму председателя ТК-467 Ростехрегулирования С.Т. Папаева от 05.05.2006 г., ГОСТ Р 52044-2003 может приниматься только на добровольной основе (в соответствии со ст. 4, п. 3 и ст. 5 ФЗ «О техническом регулировании»).

Несмотря на это, представители Управления внутренних дел во всех городах России отказываются продлевать договоры на размещение рекламных конструкций и требуют сноса уже установленных согласованных конструкций, ссылаясь на письмо бывшего начальника ДОБДД МВД РФ В.Н. Кирьянова от 2006 г., в котором он указывает на обязательность применения данного ГОСТа на всей территории РФ. 

 

Анастасия Фрицлер, руководитель PR-отдела ГК «Зонд-реклама» (г. Томск)

Если рассмотреть требования данного ГОСТа, некоторые поправки (например, п. 6.1. ГОСТа) вводят запрет на установку рекламных конструкций ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, на расстоянии менее 10 м от обочины автодорог вне населенного пункта и 5 м в населенных пунктах.

Думаю, для всех нас очевидно, что этот ГОСТ не учитывает особенности инфраструктуры региональных городов и делает практически невозможным размещение наружной рекламы на улицах. Если учесть все требования ГОСТа, наружная реклама перестает быть одним из каналов коммуникации и, скорее всего, в дальнейшем перестанет существовать как отрасль. 

Примерно 70% договоров на размещение рекламоносителей завершатся в 2012 году, 30% - в 2013 году, и перезаключить их в соответствии с этим ГОСТом маловероятно. Также известно, что во многих городах уже есть прецеденты, когда разрешения на установку конструкций были признаны недействительными в соответствии с новым ГОСТом и был осуществлен демонтаж конструкций. 

 

Анна Васильева, исполнительный директор Ассоциации рекламных агентств г. Ростова-на-Дону 

У нас проблемная ситуация по ГОСТу начала складываться осенью 2008 года, и с апреля 2009 года по настоящее время идут иски со стороны прокуратуры (по их оценкам - более 1300 по г. Ростову-на-Дону). Мы обращались и не перестаем обращаться в разные инстанции для установления законности данного вопроса. Направлено более 150 запросов. Нами внесены Изменения №3 в ГОСТ уже год назад. Это был очень сложный процесс, и осталось только подписать эти изменения, которые создают возможность размещения наружной рекламы по разумным критериям. В данный момент Изменения №3 проходят экспертизу в ТК 278 по официальному письму из Ростехрегулирования, однако, на наш взгляд, это всего лишь отписка и затягивание подписания документа в целом.

 

Светлана Сироткина, директор ООО «РА «Витрина», ЗАО «ЦРТ» (г. Череповец)

В нашем городе, например, технически передвинуть установку на пять метров от проезжей части (бордюрного камня) нереально - не дадут постройки и коммуникации. Получается замкнутый круг: там, где можно поставить установку в рамках обсуждаемого ГОСТа, нельзя ее поставить в рамках других ГОСТов (выдержать необходимые требования по удаленности от газопроводов, водопроводов и теплотрасс). Есть, конечно, исключения, когда можно удовлетворить все технические требования, но тогда, как правило, установка вписывается в такую зону, где она абсолютно не интересна рекламодателю.

В рейтинге факторов, потенциально отвлекающих внимание от управления автомобилем, наружная реклама (причем как статическая, так и динамическая) оказалась в группе причин, оказывающих наименьшее влияние на происхождение аварийных ситуаций. В 2006 г. был изучен и обобщен зарубежный опыт исследований в данной области. Анализ показал, что, несмотря на задачу наружной рекламы привлекать внимание потребителей, в том числе и водителей, она не входит в число статистически значимых факторов, отвлекающих от управления автомобилем, и не является реальной причиной ДТП. Еще один интересный момент: пешеходные переходы и знаки так часто меняют свое место расположения, что если вчера установка еще отвечала требованиям удаленности от пешеходного перехода или знака, то сегодня, когда сотрудники ГАИ нанесли новую разметку, уже не соответствует. А новые разметки появляются каждую весну. Думаю, не только у нас.

 

Владимир Ганненко, управляющий директор ООО "Два слона" (г. Ярославль)

В Ярославле проблему ГОСТа мы жестко ощущаем с 2009 года. Ситуация действительно крайне тяжелая. Мы с этим живем уже давно. И самая главная проблема - это ГИБДД. Особенно это чувствуется, когда и сами городские власти не заинтересованы в поддержке наружки. Как с этим бороться? Мы не знаем. Мы писали уже и В.В. Путину, и Д.А. Медведеву, и депутатам, и выкладывали в Интернет ролики про демонтажи конструкций. Ничего не помогает. Письма возвращаются тем чиновникам в город, из-за которых сложилась такая ситуация.

 

Николай Козарийчук, директор рекламной фирмы «Терминатор» (г. Екатеринбург), ответственный секретарь Уральского общественного совета по рекламе

В истории принятия ГОСТа масса нарушений, и это не закон, но ГИБДД, прокуратура и суды им все равно руководствуются - это наша российская специфика, и что с этим делать, тоже пока не вполне понятно. Спасти нас могут только четкие и ясные поправки в ФЗ "О рекламе" о возможности продления действующих договоров малому бизнесу. Если такие поправки появятся, то, возможно, и ситуация с ГОСТом так или иначе перемелется.

 

Алексей Милехин, директор ООО «Стрит-Медиа» (г. Томск)

Государственный стандарт не учитывает территориальную специфику современной городской среды и прилегающих территорий, поэтому мы выходим с инициативой разработки и принятия технического регламента, выработки определенных правил дальнейшей работы операторов на рынке наружной рекламы. Когда прозрачны и понятны правила ведения бизнеса, тогда вкладываются инвестиции, ведется модернизация оборудования, конструкции заменяются на более современные и высокотехнологичные, создаются рабочие места. Мы уверены, что при разумном и согласованном подходе к решению данного вопроса выиграют все. Рекламодатели получат хорошую и недорогую, по сравнению с другими рекламными средствами, возможность общения с потребителями. Рекламораспространитель продолжит развивать свой бизнес, опираясь на долгосрочную стратегию и перспективы. Бюджеты различных уровней получат серьезные налоговые отчисления. Как показывает практика, ведение подобного вида деятельности в развитых и развивающихся странах реально и достижимо.

 

Андрей Кузнецов, директор ООО "БТИ-Реклама" (г. Егорьевск)

По моему мнению (об этом мы писали и Президенту РФ, и премьер-министру, и в Государственную Думу, и в Ростехрегулирование), Федеральный ГОСТ (техрегламент) не нужен вовсе, муниципалитет вправе решать вопросы собственного благоустройства самостоятельно. 

В нашем городе никакие 5-летние адаптационные отсрочки ситуацию не спасут. У нас пешеходные переходы с шагом 50 м, а между ними автобусные остановки. Какие могут быть 5 м от бордюра, если у нас тротуары уже пяти метров? У нас даже вывески на фасадах зданий подпадают под этот ГОСТ.

Если взять циркуль и проводить окружности в 50 м (перекрестки, пешеходные переходы и пр.), вся карта Егорьевска будет закрыта. Если соблюдать ГОСТ, все малые города России - территория без рекламы! Речь в нашей ситуации не идет о том, кто победит на аукционах, так как их просто не будет вообще.

 

ПРОБЛЕМА №2. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон).

Еще одной серьезнейшей проблемой в связи с грядущим перезаключением договоров является Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». В соответствии с формулировкой пункта 5 статьи 19 Закона договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключаются сроком на пять лет, по истечении данного срока договоры прекращают свое действие и могут быть заключены снова на условиях и по правилам, установленным Законом для соответствующего режима имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Большинство договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в регионах заканчиваются в 2012 году. Рекламоносители, согласно нормам Закона, должны быть демонтированы, а места – выставлены на торги. Нужно отметить, что таких конструкций подавляющее большинство. Небольшим рекламным фирмам – субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся исключительно размещением наружной рекламы, - очень сложно на торгах конкурировать с крупными медиакорпорациями, обладающими свободными денежными средствами. 

 

Габуков Петр, генеральный директор ООО «Север» (Мурманская область, г. Мончегорск)

Два года назад уже обращались с письмом к В.В. Путину и во все фракции Государственной Думы с требованием отменить торги на уже установленные конструкции. Месяц назад получили отказ от ГАИ по трем заявкам.

 

Владимир Ганненко, управляющий директор ООО "Два слона" (г. Ярославль)

В Ярославле торги на новые места почти не проводились из-за отсутствия мест, соответствующих ГОСТу, а теперь и вообще невозможны, так как ГИБДД отказалась участвовать в согласованиях. По тем местам, на которых установлены конструкции и закончились разрешения, торги также не проводятся, так как ФАС не разрешает выставлять место на торги, пока там стоит конструкция.

Одним словом, все печально. Власти нам предлагают убрать все конструкции на склад. Потом они на чистой поляне "согласуют" несколько мест в ГИБДД и выставят их на торги. Других вариантов они не видят.

 

Наталья Скробова, директор рекламного агентства "Р.И.М." (г. Брянск)

Очень хорошо, что регионы просыпаются! Наша первоочередная проблема - остаться на рынке, то есть решить вопрос по торгам. Для этого просто в закон необходимо внести 3 слова: "для вновь установленных".

 

Дмитрий Паршиков, президент Ассоциации рекламных агентств г. Ростова-на-Дону

Что касается проведения торгов (у нас будут аукционы), чиновники не знают, что делать, так как ни одна конструкция не подпадает под действие ГОСТа (в том смысле, чтобы можно было разместить) и поэтому нечего выставлять на торги.

 

Вадим Орлов, генеральный директор ООО "Юнайтед Медиа" (г. Курск)

Торги если и должны быть, то только в виде открытых конкурсов с прописанной в Законе или подзаконных актах методикой оценки предложений и порядком формирования начальных цен. И конкурсы следует проводить не за право заключить договор, а по самой цене пятилетного договора, чтобы платить не сразу, а ежемесячно, ежеквартально или ежегодно.

Схема размещения рекламных средств и договоры должны быть не пятилетними, а как минимум 10-летними, чтобы участники рынка могли ставить современные конструкции, а не фанерные щиты на металлических ногах, сваренных из отходов металла.

 

ПИСЬМО

 

24 апреля 2012 г. операторы наружной рекламы из 34 городов России отправили открытое письмо Председателю Правительства РФ В.В. Путину, под которым подписалось более 1,8 тысячи сотрудников из 107 организаций. Инициативу по координации действий взяли на себя два крупнейших сетевых оператора города Томска – «Зонд-реклама» и «Стрит Медиа». Копии письма также отправлены: председателю Государственной Думы России С.Е. Нарышкину, председателю Высшего совета партии «Единая Россия» Б.В. Грызлову, 

руководителю Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И. Элькину, начальнику Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Н.Н. Карташову, президенту Ассоциации коммуникативных агентств России С.И. Коптеву, президенту Торгово-промышленной палаты России С.Н. Катырину, и.о. министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову.

Основные требования послания:

1. Ускорить принятие проекта Изменений N3 в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». 

2. Признать на законодательном уровне добровольность применения ГОСТ Р 52044-2003, в соответствии со ст. 4, п. 3 и ст. 5 ФЗ «О техническом регулировании».

3. Ускорить прохождение законопроекта №382736-5 (предложенного депутатами И.Д. Кобзоном и В.П. Комоедовым), который включает в себя поправки в Федеральный Закон «О рекламе», учитывающие интересы предприятий малого и среднего бизнеса.

 

Анастасия Фрицлер, руководитель PR-отдела ГК «Зонд-реклама» (г. Томск), акцентирует внимание на следующих причинах, по которым обсуждаемые проблемы являются очень серьезными:

1.Сегодня в сфере наружной рекламы занято около 230 000 человек, работающих в частных компаниях, оплачивающих налоги, выплачивающих зарплаты. Они и их семьи могут остаться без работы;

2.Отрасль наружной рекламы ощутимо влияет на формирование муниципальных бюджетов. Единый налог на вмененный доход, иные налоговые и неналоговые выплаты в каждом из средних городов России составляют десятки миллионов рублей в год, а в крупных городах – сотни миллионов. Сокращение отрасли наружной рекламы сократит и без того дефицитные доходные части местных бюджетов; 

3.В большинстве городов рекламные установки являются дополнительным источником освещения улиц, за которое не платят муниципалитеты;

4.В условиях рыночной экономики реклама является неотъемлемой частью добросовестной конкуренции. Резкое сокращение количества рекламных конструкций создаст серьезные проблемы предпринимателям с продвижением их товаров и услуг на рынок.

 

Компании, подписавшие послание, очень надеются на то, что В.В. Путин сможет защитить честно работающий малый и средний бизнес и от имени правительства страны внесет соответствующие законопроекты. Ведь только сообща они смогут привести правовые акты в соответствие не только с требованиями времени, но и со здравым смыслом.